Что делать если ребенок стал капризным. Ребенок стал капризным: почему ребенок капризничает? Когда не будет хорошо

Содержание:

Очень многим родителям приходилось сталкиваться с неприятной ситуацией, когда ребенок капризничает буквально на ровном месте: дома, на детской площадке или в магазине. Если это происходит нечасто, то повода для серьезного беспокойства обычно нет, однако, когда истерики приобретают постоянный характер, мамы и папы вынуждены искать ответы на вопросы, почему ребенок капризничает и как с этим справиться. Как утверждают детские психологи, многое зависит от возраста малыша, и капризы ребенка в 1 год существенно отличаются от капризов ребенка в 2 года, а, следовательно, и бороться с ними нужно по-разному.

Капризы ребенка от 0 до 1 года

Совсем маленькие детки обычно своими капризами показывают внутреннее состояние дискомфорта. Плачем и они как бы дают родителям сигнал, что с ними не все в порядке, ведь пока еще они не умеют говорить, и капризы ребенка – это единственный способ показать, что они испытывают дискомфорт. Детские капризы в возрасте до года – чаще всего это знак того, что:
  • ребенок голоден;
  • ребенку холодно, жарко или просто некомфортно (колючее одеяло, слишком узкий комбинезон и т.д.);
  • у малыша что-то болит;
  • он устал, но по какой-то причине не может уснуть.
Капризный ребенок в 1 год – это повод для родителей уделять более пристальное внимание физическому состоянию малыша. Если кроха капризничает постоянно – лучше всего записаться на прием к педиатру, который поможет выяснить причину постоянных капризов. А вот капризы ребенка в 1,5 года уже могут говорить о совершенно другой проблеме.

Капризы ребенка от 1,5 до 2,5 лет

Детские капризы напрямую зависят от возраста ребенка. Если в первый год жизни плачем и истериками малыш сигнализировал о проблемах со своим физическим состоянием, то в 1,5 года ситуация резко меняется. Дело в том, что в возрасте 1 года (плюс минус пару месяцев) малыши переживают свой самый первый возрастной кризис, одним из проявлений которого как раз и являются изменения в поведении.

Дети во время своего первого кризиса начинают испытывать повышенную познавательную потребность, которая и стимулирует их к нарушению различных правил. Если мама сказала не ходить куда-то – малышу обязательно необходимо любым способом туда попасть, и ответом на очередной родительский запрет является то, что ребенок капризничает.

С капризами ребенка в 1,5 года, которые являются непосредственными спутниками его растущей физической самостоятельности, справиться достаточно просто – нужно всего лишь убрать некоторые запреты. Когда малыш постоянно слышит сплошное «нельзя», он ощущает, что его познавательная потребность не удовлетворяется, и от этого раздражается.

Также иногда причина капризов ребенка – непонимание того, почему что-то находится для него под запретом. Многие взрослые не могут внятно объяснить своему малышу, почему нельзя совершать какое-либо действие, и постоянно твердят лишь скупое «нет», и естественно, что в ответ кроха лишь раздражается и плачет. Если же поговорить с малышом и на уровне его логики объяснить ему, почему это делать нельзя, можно избежать.

Капризы ребенка в 2 года – чаще всего это попытка любой ценой получить то, что ему требуется. Ему хочется новую игрушку, но мама с папой ее не покупают; малыш хочет гулять, а родители говорят, что пора идти домой; кроха не хочет спать, а его укладывают. Результат – истерика и слезы. Часто родители двухлеток обращаются к психологам с вопросом «Ребенок капризничает, что делать?», не понимая, что на самом деле ответ кроется в их собственных методах . Чаще всего причина, по которой капризный ребенок в 2 года пытается добиться своего, кроется в том, что когда-то мама с папой неправильно отреагировали на поведение своего крохи и неосознанно начали потакать его капризам. Отсюда у малыша и появилась уверенность, что всего можно добиться слезами. На самом деле единственное, что действительно можно сделать в таком случае – успокоиться и попробовать игнорировать капризы ребенка. Очень часто малыш, видя, что слезы и крики результата не приносят, забывает об этой методике и начинает выдумывать новые способы добиться желаемого.

Капризы ребенка 3-5 лет

Если капризного ребенка в 2 года еще нельзя назвать умелым манипулятором, то при отсутствии правильной реакции со стороны родителей он вполне может в такового превратиться к 3-4 годам. Когда родители постоянно потакают желаниям малыша, и исполняют все его требования, лишь бы прекратить крики и плач, очень скоро ребенок понимает, что мамой с папой можно манипулировать. И очень скоро он превращается в настоящего маленького тирана. Главная проблема этой ситуации в том, что справиться с капризным ребенком с возрастом становится все сложнее, и порой родителям приходится прибегать к помощи профессионального психолога.

Однако чаще всего причина капризов ребенка в три года – это возрастной , при котором малыш начинает ощущать себя самостоятельной личностью. В это время детки впервые ощущают свои собственные потребности и желания, и не сразу могут привыкнуть к этим переменам, отсюда берутся и их постоянные капризы. Они как бы противопоставляют себя родителям, стремятся что-то сделать им назло, поэтому родителям психологи советуют этот момент просто перетерпеть. Возрастной кризис обычно проходит сам собой в течении двух-трех месяцев.

Капризы ребенка в 4 года и старше чаще всего связаны с протестом против чрезмерной родительской опеки. Малыши в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно, без помощи мамы с папой, поэтому родительское вмешательство и стремление контролировать каждое действие ребенка, вызывает у них бурный протест, который выражается в слезах и истериках. Родителям, чтобы справиться с капризным ребенком, нужно позволить ему хотя бы в чем-то проявлять самостоятельность.

Еще одна причина, по которой могут капризничать дети любого возраста – это нехватка родительского внимания. Такое часто случается, когда мама с папой много работают, и часто оставляют малыша на попечение бабушек и дедушек, или, когда в семье появляется второй ребенок. Выход из этой ситуации – не забывать о малыше и проводить с ним как можно больше времени. Если ребенок капризничает, что делать в каждом конкретном случае, необходимо решать, учитывая возраст малыша и внутрисемейную обстановку.

Как бы мы ни любили своих детей, приходится признать: дети – отличные манипуляторы. Они придумывают самые изощренные способы, чтобы получить от родителей желаемое (конфеты, внимание, деньги – нужное подчеркнуть). При этом дети отлично знают, когда мама и папа сдадутся. Прекрасный пример тому – истерика в супермаркете, где папа наверняка купит конфету, потому что ему станет стыдно перед другими покупателями. Бац! И заветная конфета у малыша в кармане — 1:0, дорогие родители. “Если в какой-то момент поведение малыша сработало, он будет пользоваться этим приёмом и дальше” , комментирует психолог Ирина Калинина.

Итак, что мы имеем? ”Ребенок 1,8 стал очень капризный. Чуть что не по его — сразу визжать. На горшок отказывается садиться, лягается”.
“Дочке 1,5 года. Она регулярно закатывает истерики. Чуть что не так, как ей хочется — все, конец. Кричит, бьёт меня по лицу, кидает предметы”.
“Моей дочери почти пять. Она совершенно неуправляема, дерзит всем, бьет сестру, пакостит. Разговоры не помогают, пробовали наказывать — тоже впустую. Она просто невыносима”.
Моя совершенно идеальная девочка 1,11 стала ужасом-ужасом. Ноет, воет, капризничает, требует и так далее…

Знакомо? Мне — да. Такие проявления характера в силах свести с ума кого угодно. Подобное поведение раздражает, утомляет, вызывает чувство отчаяния и беспомощности. Кто-то начинает думать, что у него “неправильный” ребенок, кто-то ропщет на свои педагогические навыки, иные считают, что не задалось и то, и другое.

Конечно, универсальных советов нет. В каждой из этих жалоб я, как детский психолог, обратила бы внимание на “мелочи”, незаметные на первый взгляд. В первом случае может иметь место протест против чересчур раннего приучения к горшку . Во втором вопросе хочется расспросить маму, достаточно ли жесткой была ее реакция, когда ребенок впервые ударил ее по лицу. Третья история “попахивает” ревностью к младшей сестре. В последней — налицо кризис двух лет и тут остается только спокойно ждать, пока малыш перерастет.

Как видите, в каждом случае своя причина и свой совет. Есть и у науки свой взгляд на детские капризы. Благодаря недавним исследованиям американских ученых выяснилось, что истерика – отнюдь не хаотичный процесс, что все эти крики, вопли, катания по полу происходят по определенным законам и подчиняются некоему ритму. Что же советуют ученые мужи? Парадоксально! Но ничего. Совет, который дают взрослым авторы исследования, звучит очень кратко – не делайте ничего. То есть вообще ничего – молчите, не задавайте находящемуся в истерике ребенку никаких вопросов, так как это только усилит ярость и, соответственно, продлит приступ.

Конечно, не каждой маме под силу “считать овец”, когда ребенок в припадке бьется головой о полку с игрушками в детском магазине. Но здесь возникает закономерный вопрос: “Может быть, не стоило его туда брать?”
Психолог Ирина Калинина комментирует историю “некупленных игрушек”: “Учите ребенка договариваться вместо того, чтобы требовать и упрашивать. Нужно научить обсуждать: будет покупка или нет, если нет, то по какой причине, чтобы ребенок не чувствовал себя просто отвергнутым. А именно так чаще всего дети и воспринимают отказ в покупке: “Раз не покупают, значит я плохой”).
И еще один экспресс-совет от Ирины Калининой — разрешите Его величеству начать истерику: ”Ты собираешься плакать? Можно, я разрешаю” . Факт дозволенности сбивает ребенка с толку.
Выводы: в начале истерики попробуйте “разрешить плакать”, а чуть позже обсудите, что игрушка не куплена вовсе не потому что малыш плохой.

В целом, большинство детских истерик можно предугадать и не допустить. Чаще всего капризы возникают на фоне переутомления, в некомфортной обстановке, если у ребенка неудобная одежда или он плохо себя чувствует. Если капризы постоянны, это может говорить о заболеваниях нервной системы — тогда ребенка стоит показать невропатологу.
Если же со здоровьем все в порядке и истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в реакциях родителей на капризы. О том, как правильно реагировать, чтобы не стать заложником истерик, “Маме.ру” рассказали детские психологи.

Психолог Вера Матыцына считает, что при внимательном разборе таких ситуаций оказывается, что детям нужно не более, чем ваше внимание. Они хотят чувствовать, что в данный момент они важны для родителей. Ведь даже наказание — это возможность получить свою порцию внимания. Вера Матыцына советует для предотвращения истерик не отмахиваться от ребенка: получили «запрос» на внимание, скажите когда и как вы его дадите и обязательно выполните обещание. Совет: старайтесь, по мере возможности, уделить малышу внимание, когда он просит поиграть или поговорить с ним.

Тем не менее, “внимание вниманию рознь”, считает педагог-психолог Татьяна Маркова. Ребенку оно, безусловно, необходимо но не должно быть связано с фактом истерики. Если ребенок систематически разыгрывает подобные концерты, то, скорее всего, каждый раз они оказываются действенными. Глупо было бы постоянно делать то, что не приносит результата, правда? Здесь важно прервать порочный круг “истерика-внимание” или “истерика — получил то, что хотел”.
Если самое страшное уже началось, Вам необходимо просто проследить, чтобы ребенок находился в безопасном пространстве, но Ваша эмоциональная включенность в процесс должна быть минимальной.
Можно озвучить ребенку его состояние: “Ты сейчас злишься, потому что я не купила тебе то, что ты хотел” и мягко предложить ему поговорить после того, как он успокоится. Капризы и истерики, связанные с “некупленной” игрушкой можно предотвратить, заранее сказав ребенку, что Вы можете купить ему одну игрушку в месяц и не дороже определенной суммы, но при этом он сам ее сможет себе выбрать.
Итак, заранее предупреждаем — стоит ли рассчитывать на покупку. Если не сработало — комментируем чувства ребенка, не включаясь эмоционально.

Психолог Наталия Бабич не рекомендует стоять в сторонке, пока ребенок бьется головой о пол и советует как можно скорее остановить истерику. Потому что ребенок в этом состоянии теряет много сил — физических и психологических. В качестве скорой помощи при истериках Наталия рекомендует удалить зрителей и совершить действие, которое удивит ребенка (например, с грохотом уронить предмет). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с ребенком, держите его за руку, поглаживайте по голове, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор.
После того, как истерика пошла на спад, говорите короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном (“Выпей воды”, “Умойся”).
Вывод: В самом начале истерики попробуйте сделать какое-нибудь из ряда вон необычное действие.

Психолог Никита Верховский видит корень детских манипуляций в мести или шантаже по отношению к родителям. Никита Верховский считает, что к истерикам приводит нелогичное поведение папы и мамы. Нелогичность заключается, во-первых, в не-приучении ребёнка к отказу как таковому. И, когда малыш сталкивается с отказом (“Не куплю”), он воспринимает это, как нечто обидное. И борется с этим самым жёстким образом. Во-вторых, ошибка в том, что скорее всего, при других обстоятельствах, в другое время ему разрешалось то, что запрещается в этот раз.
Ребенок, скорее всего, уже сталкивался с тем, что если надавить на родителя, то он может и поддаться. И, если в какой-то момент ребенок получает жёсткий и окончательный отказ в чём-либо, он злится на родителей и начинает им мстить.
Вывод: четкое “нет” — залог вашего успеха. И, единожды отказав, никогода не позволяйте Вас “продавить”.

Психолог Анна Безингер солидарна c прежним оратором в том, что детские провокации — это упущенные родителями границы и непоследовательность. Анна считает, что если истерика все же началась, стоит ограничиться фразой: «Я понимаю, что сейчас ты хочешь еще гулять, но нам уже пора домой». Вывод: ребенку важно показать, что его слышат, но при этом ему также важно увидеть, что последнее слово осталось за старшими.

Итак, в первую очередь научитесь предупреждать истерические вспышки (не стоит идти в магазин, если малыш не спал днем). Чтобы отвлечь, давайте четкие и конкретные команды (“Умойся”) вместо того, чтобы требовать прекратить плакать. Назовите малышу его чувства и объясните, что с ним происходит. Если истерика уже началась, постарайтесь отвлечь каким-то необычным действием, а, главное, оставить шоу без зрителей. Всегда помните о том, что дети быстро растут и чем старше они становятся — тем более “адекватно” становится поведение.
Екатерина Хломова, детский и семейный психотерапевт

Почему ребенок постоянно капризничает и плачет? Этот вопрос актуален для родителей младенцев и детей дошкольного возраста. Поэтому мы хотим рассмотреть данную проблему более подробно.

Почему ребенок капризничает

Большинство мам и пап каждый день сталкиваются с нежеланием ребенка есть, спать, одеваться, идти в детский сад или на прогулку. Малыш плачет, отказывается выполнять предложенные требования, а иногда просто кричит или ноет. Можно выделить несколько основных причин такого поведения:

  • Физические - к этой группе относятся различные болезни, усталость, голод, желание пить или спать. Ребенок чувствует себя плохо, но не может понять, отчего это произошло. Поэтому родителям так важно соблюдать распорядок дня, вовремя кормить, поить и укладывать малыша спать.
  • Ребенок требует внимания - большинство детских истерик можно предупредить, если увеличить время общения. Любовь мамы важна для маленького человека, как воздух. Если он не получит нужное количество внимания, то будет «тянуть» его всеми доступными способами. Поэтому не нужно ждать, когда у малыша начнется истерика. Просто оставьте свои дела, отключите телефон, интернет и обнимите ребенка. Поиграйте с ним, поинтересуйтесь новостями и проведите время вместе.
  • Ребенок хочет получить желаемое - маленький человечек отлично понимает, где находятся болевые точки родителей, и знает, как на них можно надавить. Поэтому, если мама или папа откупаются от капризов материально, то ребенок быстро научится пользоваться новой схемой. Очень важно научить ребенка договариваться, искать новые решения его проблем.

Природа устроила так, что детский плач вызывает у взрослых сильную эмоциональную реакцию. Это очень хорошо, так как порой рефлексия спасает жизнь и здоровье маленького человека. Если ребенок все время плачет, то необходимо понять, почему он это делает.

Грудные дети

Возраст от рождения и до трех-четырех месяцев многие родители вспоминают с ужасом. Почему в этот период ребенок постоянно капризничает и плачет? Можно выделить следующие причины:

  • Малыш голоден - иногда у мамы недостаточно молока или ему не подходит искусственная смесь. Если ребенок плохо прибавляет в весе, то врачи рекомендуют начать дополнительный прикорм.
  • Колики - считается, что их вызывают газы в кишечнике. Поэтому кормящая мама должна следить за своей диетой и исключить ряд продуктов, содержащих клетчатку. Кроме того, обычно педиатр выписывает капли, которые помогают наладить работу желудочно-кишечного тракта.
  • Простуда или воспаление уха - эту проблему поможет устранить врач. А мама должна вовремя сообщить о возникших проблемах и изменении поведения малыша.
  • Мокрые пеленки - многие дети остро реагируют на несвоевременную смену белья. Поэтому следует пользоваться подгузниками или вовремя переодевать ребенка.
  • Чувство одиночества - дети скучают по взрослым и успокаиваются сразу после того, как их берут на руки.

К сожалению, неопытным родителям очень трудно определить, почему ребенок постоянно капризничает и плачет. Поэтому им следует внимательно прислушиваться к младенцу и незамедлительно отвечать на его потребности.

Капризы в один год

Когда малыш подрастает, он сталкивается с первыми запретами. Часто дети реагируют очень бурно: они кричат, бросают вещи, топают ногами. Если родители знают о возрастных особенностях, то по мере возможности смогут предотвращать Что делать, когда кричит и плачет ребенок (1 год)? Капризничает малыш по разным причинам. Поэтому для начала нужно определить их:

  • Капризничает ребенок от болезни или внутреннего конфликта - он не понимает, почему ему плохо, и выражает протест доступным ему способом.
  • Протестует против чрезмерной опеки - хочет больше свободы, отказывается от предложенной одежды или возвращения домой с прогулки.
  • Стремится копировать родителей - позвольте ему участвовать в своих делах. Благодаря этому вы сможете постоянно находиться рядом, а заодно научите малыша пользоваться новыми предметами.
  • Реагирует на эмоциональное напряжение - излишняя строгость и контроль вызывают у ребенка приступы плача. Поэтому постарайтесь относиться к нему как человеку, а не предмету, который должен беспрекословно выполнять вашу волю.

Не забывайте, что существуют и невидимые причины детских слез. Иногда ребенок постоянно капризничает и плачет только потому, что его темперамент относится к слабому типу. Это означает, что малыш быстро перевозбуждается, остро реагирует на раздражители и моментально утомляется. С возрастом он научится управлять своим поведением, а пока важно следить за режимом дня и своевременным отдыхом.

Два года

В этом сложном возрасте даже самые покладистые дети превращаются в маленьких тиранов. Родители жалуются, что не могут справиться с капризами и требованиями малыша. У многих детей появляются проблемы со сном, наблюдается повышенная возбудимость, а иногда и первые истерики. Итак, какие причины капризов можно выделить, когда ребенку 2 года:

  • Социализация - в этом возрасте ребенок должен освоить новые для него правила общения и взаимодействия с другими людьми. Поэтому он резко реагирует на ограничения, которые касаются его самостоятельности и свободы действий.
  • Освоение речи - пока ребенок не может сформулировать словами то, что он чувствует или хочет сделать. Поэтому он снимает нервное напряжение криком и плачем.
  • Нерастраченная энергия - очень важно, чтобы в течение дня малыш мог активно двигаться и играть. Скованность приводит к тому, что вечером он не может успокоиться и заснуть.
  • Эмоциональное напряжение - малыш чувствует эмоции взрослых, тяжело переживает семейные конфликты и ссоры взрослых.

Когда ребенку 2 года, он вступает в фазу кризиса. Поэтому так важно отнестись с пониманием к его личным проблемам и правильно на них реагировать.

Кризис трех лет

Новая ступень развития малыша сопровождается бурной реакцией с его стороны. В этом возрасте он осознает себя личностью, в его речи появляется местоимение «я». Ребенок старается делать все сам, но не всегда в этом преуспевает. Поэтому он «мстит» родителям слезами и криками. Что следует предпринять? Психологи советуют смириться с ситуацией и просто ее пережить.

Что делать, если ребенок постоянно капризничает и плачет

Каждый родитель находит свое решение проблемы. Не всегда выбранный путь приведет к положительному результату, а иногда и еще больше усугубляет ситуацию. Что же делать, если малыш плачет:


Когда следует обращаться к врачу

Специалисты считают нормой, если малыш проявляет свое недовольство два или три раза в неделю. Если же ребенок постоянно капризничает и плачет, а тем более устраивает настоящие истерики, то это повод обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Возможно, всего несколько визитов к детскому психологу помогут восстановить мир и спокойствие в семье.

Заключение

Каждый родитель должен понимать, что капризы в раннем возрасте - это абсолютно нормальное явление. Поэтому так важно научиться распознавать причины и вовремя их устранять.

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Отец:

— Придется, сынок, мне тебя наказать, хотя мне это очень неприятно!

— В таком случае, кому ты хочешь доставить удовольствие?

Все дети капризничают. Но в разном возрасте они делают это с разными целями, по разным причинам и, соответственно, по-разному. Самый пик капризов приходится на возраст 2 лет. Именно в это время малыш активно проверяет взаимоотношения с окружающими людьми и формирует навыки правильного поведения.

Как пишет психолог и педагог Раиль Кашапов, каприз — это эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку.

Очень важно, чтобы взрослые понимали, что происходит с их ребенком, и правильно вели себя в ответ на детские капризы и истерики.

Например, нужно ли брать ребенка на руки, когда он капризничает? Ответ тут будет неоднозначным. Конечно, ребенка нужно периодически брать на руки — дети нуждаются в родительском тепле и ласке. Безусловно, это нужно делать, когда ребенок чем-то напуган, расстроен, да и просто устал. Но когда это лишь эгоистическая попытка привлечь к себе внимание (мама с кем-то разговаривает, занимается с другим ребенком и т.д.), то в такой ситуации малышу стоит отказать.

Или уже знакомая ситуация с адаптацией детей к детскому саду: капризы, истерики и прочие «концерты». Мы тоже сталкивались с такими непродолжительными капризами у нашей Танюшки. Причем ее капризы были не по поводу того, что мы оставляли ее в саду, а из-за того, что там были еще дети, на которых воспитатель тоже обращала внимание. Естественно, на такие капризы реагировать не надо: ребенок должен учиться жить в обществе и считаться с интересами окружающих. Ведь именно в этом возрасте закладываются 2 основных правила этикета «Уважай!» и «Не мешай!», на которых строится главный закон бесконфликтного общения и взаимодействия с окружающими людьми: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Еще более «страшные» капризы — это капризы по поводу покупки какой-либо вещи или сладости, устроенные в магазине...

Но не надо бояться капризного поведения своего ребенка. Я не устаю повторять: вообще всего, что происходит с ребенком в возрасте до 3 лет, и положительного, и отрицательного, бояться не нужно! Главное — не пускать это на самотек!

К детским капризам нужно относиться с пониманием, но при этом не делать никаких уступок. Если вы уступите один раз, потом еще и еще, то у ребенка сформируется неверное представление о том, как нужно добиваться своего. Как опять же утверждает Р. Кашапов, «Капризы, как явление, легче пресечь на первой, второй, третьей, десятой выходке, чем на пятидесятой или сотой. Пока ребенок еще маленький и не вошел в раж, а делает только попытки, можно прекратить развитие этого явления».

Совет 1:

Не уступайте под действием истерик, потому что их цель — оказав давление на взрослых, получить желаемое. Попробуйте разобраться, когда и по какой причине ребенок впадает в такое состояние, и на основе этих выводов постарайтесь просто такого впредь не допускать.

К примеру, если вы понимаете, что ребенок не настроен в ближайший момент кушать сам, хоть и умеет это делать, то не надо настаивать. Лучше сразу покормить его, не провоцируя капризы, чем выдержать его истерику и. в результате, оставить ребенка без еды? продолжая настаивать на своем.

Совет 2:

Понаблюдайте за собой: может быть, вы слишком часто говорите слова «нет» и «нельзя». Безусловно, ребенок должен четко знать границы дозволенного. И при этом эффективнее будет, если вы чаще начнете обозначать, что именно ему «можно». Например, вместо фразы «Нельзя кошку дергать за хвост!» лучше скажите: «Кошку можно гладить. Вот так». Или вместо того, чтобы запрещать трогать утюг, научите малыша им пользоваться (правильно брать за ручку и т.д.). Цель одна и та же — обезопасить ребенка, а вот эмоциональная окраска слов и действий различная.

Совет 3:

На просьбы ребенка отвечайте четко и определенно. Никаких уклончивых ответов, иначе он будет добиваться своего капризами и истерикой. Вместо слов «Я бы тебе разрешила съесть конфету, только мама не велела» правильнее сказать: «Тебе нельзя брать конфеты. Можно взять печенье».

Совет 4:

Не теряйте самообладания! Иногда случается так, что взрослые начинают сердиться и ругаться, нагнетая обстановку. Сохраняйте спокойствие, способность думать и контролировать себя. Не кричите, а. наоборот, специально говорите как можно тише. Если вы разговаривали, продолжайте говорить в спокойном тоне. Помните: вы являетесь образцом для ребенка!

Совет 5:

Во время истерик не старайтесь что-то объяснить: ребенок в это время все равно ничего не слышит. Просто ждите! Можно использовать метод «безразличия»: продолжайте заниматься своими делами, незаметно наблюдая за ним. Но обязательно обезопасьте ребенка, проверив окружающую обстановку, чтобы он себе не навредил. Так или иначе, истерика пройдет сама собой.

Совет 6:

Как только истерика пройдет, постарайтесь сразу забыть про нее и простить ребенка. Не напоминайте об этом, не читайте нравоучений и морали, не настаивайте на извинении и прощении. Лучше проанализируйте ситуацию. Причиной истерики могут быть: голод, холод, болезнь, усталость, недосыпание, перевозбуждение, семейные и бытовые проблемы, беспокойство родителей и т.д.

Для того чтобы не было капризов, учите ребенка выражать свои желания словами. Объясняйте, что люди выражают свои потребности, не крича, не падая на пол, не кусаясь, а спокойно высказывая друг другу свои просьбы.

2024 tekstilug.ru. Праздничный портал для вас.