Психомоторное развитие. Психомоторное развитие ребенка Определение психомоторного развития ребенка

Любимый, долгожданный ребенок для родителей - не только радость, но и ответственность. Ведь до тех пор, пока малыш не в состоянии самостоятельно передвигаться, делать выбор, разговаривать, именно мама с папой становятся его опорой и стимулом для развития. Какую информацию необходимо знать взрослым о психомоторном развитии ребенка, чтобы иметь возможность вовремя отреагировать на возникшие трудности?

Как определить нормальное развитие младенца

Важность периода внутриутробного развития и появления на свет велика. К моменту рождения многие системы и органы находятся в состоянии развития, и до функциональной зрелости еще очень далеко. Для выживания ребенка в новой (агрессивной) среде необходимо обеспечить соответствующий уход и условия.

Адаптация ребенка к окружающей среде и его физиологическая сформированность оцениваются в первые минуты появления на свет по шкале Апгар (названа по фамилии врача, создавшего ее). Замеры проводятся на первой, пятой и десятой минутах жизни. Если показатели изменяются в сторону увеличения, констатируется факт хорошей адаптации малыша к окружающей обстановке. В таблице отражено пять показателей жизнеспособности организма новорожденного: цвет кожи, сердцебиение, рефлексы, дыхание, мышечный тонус. Оценка от семи до десяти баллов подразумевает хорошее, своевременное психомоторное развитие ребенка в будущем. Если оценка после первого и второго замера осталась на низком уровне, врачи диагностируют нарушенное развитие и назначают соответствующее медицинское сопровождение.

Этап появления на свет ребенка влияет на формирование всей последующей жизни человека, поэтому недооценивать его нельзя.

Что включает в себя термин "психомоторное развитие"

Созревание нервной системы и центров головного мозга у детей проходит от рождения до семи лет. Окончательное физиологическое формирование завершается к юности. В связи с этим отмечается гетерохронность развития психического и физического развития.

В педагогике и психологии фраза «психомоторное развитие» подразумевает своевременное формирование таких характеристик, как моторика, статическая работа мышц, сенсорные ощущения, мышление, речь, социальная адаптированность. Для составления достоверной картины актуального развития ребенка сравнивают его показатели с достижениями нормально развивающегося одногодки. Шкалы нормативного психомоторного развития для каждого периода жизни ребенка разработаны на основе многолетних наблюдений врачей и педагогов, основаны на практических исследованиях. Однако очень часто слова специалиста о несоответствии развития малыша нормативному минимуму разбиваются о стену непонимания и протеста родителей.

Почему важно следить за психомоторным развитием ребенка и вовремя коррегировать его:

  • и умения которых формируются вовремя (по шкале), стопроцентно успешно справляются с обучением, имеют хорошую базу для становления самодостаточной личности, хорошо адаптируются в социальной среде;
  • если отклонение в психомоторном развитии происходит по всем параметрам в сторону уменьшения, то в данной ситуации для выравнивания процессов необходима помощь специалистов (часто узкопрофильных), сами родители с такой проблемой справиться не в состоянии;
  • в случае если способности и умения малыша опережают возрастную норму, также не стоит расслабляться, ведь с талантливыми детьми работать нужно с учетом их индивидуальных особенностей.

Периодизация развития ребенка

Наступление кризисных периодов в детстве имеет прямую корреляцию с формированием новых умений, навыков, созреванием нервной системы и отделов головного мозга. Одним словом, это скачкообразная перестройка организма, которая и вызывает у малыша определенный «дискомфорт», и не только у него. Родителям приходится переживать вместе с детьми шесть этапов взросления:

  • новорожденность (адаптация к среде обитания);
  • кризис одного года (связан со сменой положения в пространстве, началом хождения);
  • кризис трех лет (условно этот период может начаться с полутора до трех лет, связан с выделением ребенком своего «Я»);
  • кризис семи лет (начинается с шести и может проявляться до восьмилетнего возраста, связан с формированием словесно-логического мышления);
  • кризис пубертатного периода (с одиннадцати до пятнадцати лет, имеет физиологическую основу);
  • кризис юности (наступает с пятнадцати и может длиться до восемнадцати лет, связан с формированием личности).

Прослеживается закономерность: чем лучше готовы родители к проявлению новых навыков у детей, тем благополучнее протекают кризисные этапы для воспитанников. Конечно же, нельзя забывать, что мальчики и девочки формируются и развиваются «на разных скоростях» благодаря отличию физиологической природы.

Шкала нормативного физического и психомоторного развития детей учитывает все особенности формирования ребенка. В большинстве случаев достаточно вовремя уделить немного внимания формированию того или иного навыка, не упуская и малыш даже не вспомнит, что сталкивался с какими-то проблемами.

Если же у малютки наблюдается системная задержка психомоторного развития, то полумерами положение не исправить. Обычно такая картина наблюдается при серьезном нарушении формирования органических процессов, следовательно, выровнять развитие ребенка без помощи специалистов практически невозможно.

Формирование личности ребенка до трех лет

Для простоты использования шкалы нормального развития малыша ее размещают практически во всех «Дневниках развития ребенка». Существуют разные виды, формы и издания этого пособия, но суть неизменна: помощь родителям.

Общение, речь, мышление и самообслуживание также формируются на протяжении длительного времени и имеют свои возрастные вехи. Психомоторное развитие до года проходит очень активно, подготавливая организм ребенка к прямохождению. К трехлетнему возрасту малыш уже готов к коммуникации с окружающими людьми. В случае задержки психомоторного развития такой эффект, в зависимости от тяжести нарушения, наблюдается в возрасте 4-5 лет.

Личностные особенности дошкольника

С 3 до 7 лет дети активно осваивают пространство через подвижные игры, разные виды деятельности и спорта. Самостоятельное передвижение дает возможность изучать пространство и предметы окружающего мира. Стоит отметить, что уровень психомоторного развития дошкольников зависит не только от способностей детей, но и от желания взрослого обучать ребят. Навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в это время, носят больше социальный характер и зависят от правильного научения. Роль взрослого в формировании личности ребенка только возрастает.

В повседневной жизни ребенок становится более самостоятельным, усваивает навыки самообслуживания (умывается, одевается, убирает за собой, правильно ест). При помощи взрослых осваивает и научается независимому выполнению многих физических упражнений (ездит на двухколесном велосипеде, играет в теннис и другие подвижные игры, требующие координации движений). Научается различать основные сенсорные эталоны (форма, цвет, фактура, объем и т.д.), овладевает графическими навыками. При условии нормы развития к семи годам ребенок овладевает образной стороной высказывания (не только понимает образное сравнение, но и применяет самостоятельно), умеет правильно артикулировать все звуки родной речи и интонационно выстраивать высказывание.

Что значит готовность к школе

Успешно пройдя период «почемучки» и «фантазера», ребенок готовится к поступлению в школу. С целью изучения особенностей психомоторного развития детей психологи и логопеды проводят тесты, по результатам которых рекомендуют поступление в первый класс или другие варианты обучения. К сожалению, родители редко прислушиваются к рекомендациям специалистов, надеясь на «авось перерастет», «впереди целое лето, повзрослеет» и т.д.

Одно дело, если у малыша выпадают 1-2 функции, которые при должной педагогической поддержке выравниваются достаточно быстро. Но если ребенку рекомендована программа по компенсации задержки психомоторного развития у детей, то приоритет просто очевиден. Опять же, к сожалению, не для всех родителей.

Важность выбора образовательного маршрута

Часто нарушение психомоторного развития вызвано такими факторами, как развивающаяся глухота, слепота, дементные процессы нервной системы, тяжелые заболевания нервной системы (например, ДЦП, органическая форма ЗПР), педагогическая запущенность. В таких случаях детям рекомендуют разные образовательные маршруты, которые подбираются специалистами в соответствии с существующими проблемами. Стоит заметить, что программы адаптированы к обучению детей с разными образовательными потребностями, но родители часто не в состоянии оценить реальное положение вещей мотивируя свой отказ фразой «мой ребенок не хуже остальных».

На самом деле он не хуже и не лучше, просто у него другие потребности, которые он не удовлетворит, обучаясь по обыкновенной школьной программе. Обучение в итоге для ребенка в лучшем случае станет настоящей каторгой, если не вызовет сопутствующего заикания. Но об этом взрослые задумываются редко.

Дети с особенным развитием

Первое, в чем нуждаются особенные дети - это понимание взрослыми этой особенности и предъявления требований с учетом существующей ситуации. Одинаковых людей нет, поэтому что благо для одного, для другого - смерти подобно. Принцип «быть как все» работает только во вред ребенку. Дети все разные, но им одинаково хочется испытывать радость победы, прикосновения к чему-то новому, безусловную любовь родителей. Поэтому взрослым стоит взвесить все за и против? принимая решение о дальнейшей судьбе особенного ребенка.

Младший школьник: нужна ли ему помощь

Поступление в первый класс - это, прежде всего, стресс. Ожидаемый, контролируемый, дозированный (в определенной степени), но все же… Если в детском саду ребенок чувствовал себя как рыба в воде, то в школе на первое место выходит процесс обучения, поэтому помощь взрослых просто необходима. Иногда поддержка и уверенность родителей в успехах ученика позволяют «дышать свободнее».

Малышей должно проходить под пристальным контролем родителей. В возрасте от 0 до 3 лет многие проблемы можно снять при помощи детского массажа. Специалистов такого класса найти трудно, но возможно.

Проблемы, возникающие в раннем детстве, в основном достаточно быстро коррегируются благодаря обилию сенситивных периодов на этом промежутке жизни. Поэтому решение их нельзя откладывать на потом - будет уже поздно.

Выбор образовательного маршрута ребенка должен обосновываться не требованиями родителя к ребенку, а потребностями последнего в развитии и образовании.

Во время принятия какого-либо решения помните: дети рассчитывают на безусловную любовь родителей.

Одинаковых людей нет, поэтому берегите неповторимый мир своего ребенка.

Большинство родителей знает, что в развитии детей должны существовать определенные нормы. Имеются в виду маленькие дети в возрасте до 1 года. Определить задержку в развитии раннего возраста, полагаясь на опыт, могут лишь многодетные родители, которым уже приходилось все это проходить ранее. Таким образом, проводится сравнение уровня развития одного ребенка со старшими детьми. К сожалению, не все родители имеют большой опыт со своими маленькими детьми, к тому же банального наблюдения за поведением чужих малышей на игровых площадках будет недостаточно. По этим причинам можно понять то беспокойство, которым обычно страдают родители по поводу роста своего ангелочка.

Многих мам интересует вопрос, правильно ли развивается их чадо, и нет ли у малыша задержки в развитии?

Психомоторное развитие ребенка – что это?

Если говорить простыми словами, то это улучшение интеллектуальных и двигательных навыков малыша. Они зависят от количества лет и генетических особенностей.

Полноценное и гармоническое формирование зависит от усовершенствования:

  • органов зрения, обоняния и слуха в гармоничном порядке;
  • мелкой и крупной моторики тела;
  • всей мышечной группы (имеется в виду, тренировка);
  • социальных контактов у ребенка;
  • общего мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.

Задержка в моторном развитии в большинстве случаев сопровождается с задержкой прогресса психической составляющей, ведь ребенку трудно будет воспринимать окружающую среду. Для адекватной и корректной оценки задержки в росте малыша нужно быть ознакомленным с главными этапами психомоторного развития.

Основные этапы

Характерными чертами психомоторного развития детей раннего возраста является сохранения позы «эмбриона», так называемой внутриутробной позы, а также повышенный мышечный тонус (подробнее в статье: ). Новорожденный малыш использует изначальные рефлексы, такие как: глотательный, хватательный, дыхательный и поиск соска. Спустя 2-3 года на место безусловных рефлексов станут условные – так называемый, личный опыт малыша.

Первые 6 месяцев



Через месяц после рождения малыш еще мало что умеет, но при этом реагирует на посторонние шумы и маму

Во время первых тридцати дней должны наблюдаться следующие возможности:

  • ребенок сможет на несколько секунд приподнять свою голову, лежа на животике;
  • будет искать губами мамин сосок;
  • резкие сторонние звуки будут сопровождаться его активной реакцией;
  • происходит фиксация взгляда на определенных предметах;
  • во сне малыш начинает сосать свою ручку;
  • наличие эмоций в виде плача, мимики или крика;
  • активизируется хватательный рефлекс;
  • источники света привлекают ребенка, поэтому он поворачивает к ним голову.

Во время следующих тридцати дней малыш пытается научиться:

  • удерживать голову на вису в положении лежа на животике;
  • улыбаться;
  • издавать радостные звуки при обращении к нему;
  • узнавать родителей, чаще всего маму;
  • держать вытянутые руки перед собой.


Трехмесячный малыш поднимает ручки к игрушкам

Спустя три месяца физиологический гипертонус пропадает, как и некоторые рефлексы. На этом этапе ребенок способен на:

  • удерживание поднятой головы, опираясь предплечьями в кровать;
  • держание в ручке игрушек или других небольших предметов;
  • многие дети в этом возрасте постоянно тянут игрушки ко рту;
  • поворот головы, реагируя на звуки;
  • смех и радость без явной на то причины;
  • общение с ребенком сопровождается его «оживлением».

Важно! Только после 3-й недели стартует формирование комплекса оживления, к которому относится улыбка, сосредоточенность и моторика движений. Иногда можно наблюдать учащенное дыхание у детеныша. В полноценном виде комплекс оживления проявится уже на восьмой неделе жизни.

Второй триместр

Рост интенсивности проявления способностей малыша продолжает расти до 4-го месяца. После этого на замену комплекса оживления приходит поведение в более сложной форме.



В 4-5 месяцев малышу так хочется достать игрушку, что перевернуться на животик и схватить ее уже не проблема

Для четвертого месяца характерными считаются следующие умения:

  • ребенок начинает рассматривать окружающие его предметы, брать в руки и ставить игрушки;
  • он может самостоятельно играть на протяжении длительного времени;
  • переворот на сторону – это уже не проблема;
  • приближаясь к какой-нибудь опоре, малыш выбрасывает перед собой руки;
  • ребенок может вести визуальное слежение за знакомым человеком;
  • он может смеяться.

Подходя к пятому месяцу, ребенок уже спокойно может отличить своих от чужих, также он начинает упорно сопротивляться при любых попытках отобрать его любимую игрушку. Различные ситуации вызывают у него массу разных эмоций.

Способности малыша постоянно увеличиваются, теперь он легко может:

  • перевернуться на животик;
  • ползать на животе к заинтересовавшему его предмету или человеку;
  • начать поиски игрушки, которая только что выпала из его рук;
  • находить различия между разными интонациями в голосах родителей;
  • держась ручкой за край стола или за стул, стоять на ногах;
  • детально рассматривать свои руки или игрушки на протяжении длительного времени;
  • пытаться стоять на четвереньках.


В пять месяцев забавно наблюдать, как малыш пытается подняться на четвереньки и при этом смешно покачивается

Выросший до 6-месячной отметки, малыш может:

  • садиться самостоятельно;
  • перевернуться на правый или левый бок;
  • уверенно стоять на четвереньках;
  • ходить на короткие дистанции со сторонней поддержкой;
  • стоять по несколько секунд, придерживаясь за опору.

Он может распознать свое имя, реагируя на него, выговаривать разные слоги, например «ба-ба» или «да-да». Практически пропадает необходимость в кормлении, поскольку ребенок уже самостоятельно пьет воду или молоко из кружки, а также сам кушает печенье.

Вторые 6 месяцев

Седьмой месяц – это возможность научиться следующему:

  • придерживаясь за опору, стоять возле нее длительное время (рекомендуем прочитать: );
  • легко и без особых усилий ползать на четвереньках (рекомендуем прочитать: );
  • узнавать своих близких, протягивая к ним ручки;
  • отзываться на имя;
  • копировать услышанные слова или звуки, произнося при этом разные слоги с добавлением эмоций.


В семь месяцев ребенок радостно ползет к родителям, при этом осознанно проговаривая слова «мама» и «папа»

К характерным особенностям детей в этом возрасте стоит отнести возможность различать людей и боязнь незнакомцев, а еще они уже могут самостоятельно кушать из ложки. Малыш с легкостью узнает игрушки и некоторые предметы интерьера, обожает всеми известную игру под названием «прятки». Любит постучать предметами по игрушкам или об пол или прятать их (игрушки) в какую-нибудь коробку.

Восьмимесячный малыш проявляет большую активность в движениях, быстро ползает по полу, а также уверенно ходит с опорой. Поднимает небольшие предметы при помощи указательного и большого пальца.

Третий триместр

Достиг возрастной отметки в 9 месяцев, ребенок может:

  • стоять без сторонней поддержки;
  • придерживаясь одной ручкой, ходить вдоль опоры;
  • ползать на относительно большой скорости (см. также: );
  • самостоятельно держать кружку и сидеть на ночном горшке;
  • переворачиваться без чьей-либо поддержки;
  • распознавать простые команды родителей, играться с игрушкой;
  • демонстрировать разные предметы и части телка, которые ему запомнились;
  • махать ручкой, имитируя прощальный жест.


В девять месяцев многие детки уверенно кушают ложкой

На данном этапе можно наблюдать звукоподражание – повторение ребенком услышанных ранее звуков и слов без понимания их значения. Исключением могут быть только слово «папа» или «мама». В некоторых случаях он может выговаривать и другие осознанные слова.

Период с десятого по двенадцатый месяц – это важный этап в жизни младенцев, ведь обычно они начинают ходить и стоять без опоры. Лестница или небольшой стульчик уже не становятся значительной проблемой для 12-месячных малышей.

К списку умений 12-месячного ребенка можно отнести следующее:

  • бросание мячика;
  • сборка игрушечной пирамиды;
  • самостоятельный поиск интересующих предметов;
  • активное демонстрирование своего восторга или несогласия;
  • возможность играть в несложные игры (чаще всего – выдуманные или воображаемые);
  • произношение некоторых простых слов;
  • подбирание крошек или небольших игрушек с помощью двух пальцев.

Не нужно бить тревогу, если вы обнаружили некоторые несоответствия в развитии вашего малыша со стандартами. Каждый человек по-своему уникален.



К году малыш обладает множеством умений. У ребенка большой интерес к окружающему миру, он уже старается помогать маме со стиркой и другими делами

Задержка психомоторного развития

График развития физических способностей 12-месячного ребенка может иметь скачкообразную структуру, поэтому родителям нужно уделять должное внимание каждому этапу роста своего детеныша. Любые подозрения на отклонения в психомоторном развитии должны сопровождаться применением необходимых мер.

В качестве примера, которым должны руководствоваться родители при оценке темпа развития своего малыша, нужно брать умения и навыки, присвоенные ребенку с первого дня. Оказание внимания необходимым навыкам – это неплохой вариант, но при этом нельзя отказываться от периодических консультаций у врачей. При малейших подозрениях на замедление в психомоторном развитии ребенка нужно постараться сразу откинуть все причины, связанные с недостатками в воспитании.

Серьезная задержка психомоторного развития может быть обнаружена лишь внимательными родителями, когда реакция их ребенка на различные действия вокруг него кажется неадекватной. Провести оценку образовавшейся проблемы смогут лишь квалифицированные специалисты, проведя необходимые для этого наблюдения и тесты. Речь идет о таких врачах, как логопед, невролог и педиатр – лишь они смогут полностью разобраться и решить такую проблему, как отставание психомоторного развития детей раннего возраста.



График развития ребенка до года (подробнее в статье: )

Как лечится задержка в развитии?

Помимо стандартного медикаментозного лечения существуют и другие методы, связанные с терапевтическим воздействием на организм. Они помогут вылечить симптомы задержки.

К самым эффективным методам можно отнести:

  • нейропсихологическая коррекция;
  • вербальная стимуляция;
  • слуховая и зрительная стимуляция;
  • ТМС головного мозга.

Комплекс лечения задержки психомоторного развития в каждом случае подбирается индивидуально с учетом проблем и возможностей каждого ребенка. К примеру, ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) применяется для активации моторных, сенсорных и речевых центров головного мозга. Активно используются разновидности коррекций, в том числе и логопедический массаж.

Развитие ребенка, пожалуй, одна из самых волнующих тем родительского сознания. Какими ключевыми навыками для своего возраста он должен обладать и какие пути становления ему присущи, порой без базы знаний определить самостоятельно не под силу. Здесь большую роль играет многодетность. В этом случае у вас есть наглядный пример для сравнения. Но если в вашей жизни пока только один ребенок, то компетентная литература – спасение.

На ранних этапах развития ребенка разделяют два вида патологий: врожденная и приобретенная. Если к первой вы носите косвенное причастие, то виной второй родители. Именно от них зависит адаптационный период ребенка. Общение с матерью и членами семьи в детском возрасте несет огромное значение в формирование личности, его умений и навыков. В противном случае вы столкнётесь с задержкой психического развития на ранней стадии. Если этот феномен ещё под силу исправить, то развившуюся в последствии полную социальную дезадаптацию – нет. Неспособность к жизни в окружающем мире – настоящая катастрофа для маленького человека.

Психомоторное развитие достаточно широкое в своем смысле слова, оно включает в себя оценку зрения, слуха, двигательных функций, социальный контакт и другие. Здесь учитываются многие факторы, начиная от положения головки малыша, до самостоятельного приема пищи.

Немаловажный аспект, это чрезмерно активная воспитательная функция. К примеру, ребенок не может самостоятельно удерживать игрушку, если ему никогда ее не давали, но также и из-за врожденной патологии. Если вы склоняетесь ко второму, то есть срочная необходимость в посещении педиатра, который сможет вынести профессиональный вердикт.

Двадцать восемь лет назад были разработаны наглядные таблицы психомоторного развития для быстрого определения результата. Что позволяет мгновенно сделать первую оценку наличия патологии. Таблицы легки в использовании и очень функциональны. Рассмотрим первые три года развития ребенка, основываясь на данные показатели.

До года:

За двенадцать месяцев своей жизни ребенок учится самым главным вещам познания окружающего мира. С каждым днем багаж его знаний и навыков пополняется, что двигает психомоторное развитие. На данном этапе не стоит основополагаться на табличные данные буквально. Ведь некоторые умения больше присущи девочкам, а другие мальчикам. Также дети делятся на «ранних» и «поздних». Но не стоит слишком затягивать с оценкой, так как месячных сдвигов быть не должно.

По статистической оценке средних показателей психомоторного развития ребенок до года должен научиться:

  • Улыбаться и реагировать на обращения взрослых.
  • Повторять слоги и звуки.
  • Показывать свое недовольство на резкие звуки и яркий свет.
  • Поднимать голову и удерживать её не менее 20сек.
  • Фиксировать взгляд на предметах.
  • Поворачиваться со спины на бок и обратно.
  • Пружинить ножками, при поддержке за подмышки.
  • Поворачивать голову в сторону звука.
  • Тянуться к игрушке и хватать ее.
  • Громко смеяться.
  • Узнавать маму.
  • Самостоятельно сидеть.
  • Вставать на четвереньки и уверенно ползать.
  • Самостоятельно вставать у опоры и опираться на ноги.
  • Брать мелкие предметы двумя пальцами.
  • Сооружать пирамиду из кубиков.
  • Есть с ложки и пить из кружки.
  • Узнавать знакомых, и пугаться чужих.
  • Играть в «ладушки» и «прятки».
  • Кивать положительно и отрицательно головой.
  • Знать свое имя и откликаться на него.
  • Показывать пальцем на знакомые предметы.
  • Использовать по назначению расческу.
  • По просьбе обнимать родителей, стремиться к одобрению.
  • Подражать действиям других.
  • Умышленно бросать игрушки.
  • Показывать части лица и тела по просьбе.
  • Голосом или жестом сигнализировать о своих желаниях.
  • Понимать значение слов «можно» и «нельзя».

До двух лет:

На втором году жизни психомоторное развитие ничем не уступает годовалому. К уже приобретенным навыкам добавляется ряд более сложных и расширенных умений. Малыш учится:

  • Много ходить, приседать, перешагивать препятствия.
  • Самостоятельно кушать ложкой.
  • Повторять действия игр.
  • Понимать значения слов «круг», «шарик», «квадрат» и другие.
  • Различать предметы по цвету и величине.
  • Стремительно увеличивать словарный запас.
  • Применять более сложные слова в диалоге.
  • Самостоятельно надевать на себя детали одежды.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Использовать глаголы, прилагательные и местоимения в речи.
  • Уметь задавать вопросы.
  • Рисовать «каракули» карандашом.

До трёх лет:

Основные навыки этого возраста больше совершенствуются, нежели добавляются новые. Здесь важно уделять ребенку как можно больше внимания и помогать в его развитии. С двух до трех лет малышу необходимо научиться:

  • Перешагивать препятствия, равные высоте одной средней ступени.
  • Полностью самостоятельно одеваться.
  • Формулировать сложные предложения.
  • Задавать вопросы «Где?», «Когда?».
  • Различать события «вчера», «сегодня», «завтра».
  • Знать геометрические формы и основные цвета (белый, черный, красный, зеленый, синий).
  • Играть в игры с сюжетом.
  • Знать применение салфетки или носового платка.
  • Лепить фигурки из пластилина и рисовать простые рисунки на бумаге.

Полагаться в этом вопросе стоит на многие аспекты, которые подробно описаны в научной литературе. Немало великих российских и зарубежных авторов посвятили этой теме не одно свое издание. Наука о детях очень интересная, она с каждым днем приобретает все новые краски, тем самым совершенствуя прежние показатели. Но не стоит забывать и о том, что психомоторное развитие напрямую связано с воспитанием. И только от этих факторов зависит то, кем в будущем станет ваш ребенок.

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Когда ребенку исполняется один годик, родители с уверенностью считают, что все трудности уже позади. Но они и правы только в том, что за малышом стало легче ухаживать. В любом случае мы не освобождаемся от опеки над своим крохой, которая должна быть мудрой, нежной и тактичной. Именно сейчас наступает время, когда мы должны посвятить своему ребенку больше времени и принимать активное участие в его жизни. Ведь он уже начинает ходить, совершенствует хватательные движения рук, интересуется формой предметов, их цветом, звуками. Вашему чаду так не терпится ко всему прикоснуться руками и все попробовать на вкус. И без поддержки взрослых ему никак не обойтись. Тем более вы не хотите, чтобы у малыша формировались неправильные понятия об окружающем мире.
Многие родители, наблюдая за своими малышами, сравнивают их со сверстниками. Чем крупнее и подвижнее малыш, тем больше родители радуются его достижениям. Проблема появляется тогда, когда ребенок отстает от общей массы в развитии некоторых навыков. К примеру, родителей часто беспокоит, когда соседка по площадке уже уверенно ходит, а их малыш только ползает и иногда неуверенно стоит. Также молодые родители сильно задумываются, почему сын их соседей уже отлично произносит слова, а их сын только показывает пальцем на интересующие предметы. Многие родители часто сомневаются, правильно ли развивается их малыш.

Вот почему так важно знать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Но следует также учитывать, что существуют определенные возрастные границы для приобретения навыков.
Малыш в 12-14 месяцев при поддержке взрослых уже пробует самостоятельно ходить, а во время ползания поднимается на ладонях и коленях на одну ступеньку лестницы. Если ребенок уже научился ходить, то, давая ему какой-то предмет, мы можем заинтересовать его словами "принеси это папе" - и малыш перенесет игрушку в другое место. При этом ребенок держит предмет обеими руками, медленно идет, удерживая равновесие. Это отличное развлечение для ребенка и прекрасная тренировка понимания речи и координации движений глаз, рук и ног.

Все родители должны знать, что вопреки распространенному мнению, ребенок не обязательно должен уметь ходить, когда ему исполнился год.

На втором году жизни ребенок развивает и совершенствует умение ходить и контролировать положение своего тела в пространстве, вырабатывая чувство равновесия. Малыш уже понимает речь, а к третьему году становится ловким, умеет хорошо говорить, общаться, расширяет круг самостоятельных действий.

Направления психомоторного развития:

Психомоторное развитие ребенка – это очень обширное понятие, которое включает в себя такие направления:

Развитие движений тела и мышц, которые помогут научиться ходить;
Развитие ловкости рук (мелкой моторики);
Развитие активной речи и ее понимание;
Осознание взаимосвязи между явлениями и предметами;
Умение контактировать с людьми;
Развитие самостоятельности в своих действиях.

Ни одно из перечисленных направлений не должно развиваться поодиночке. Задача родителей и педагогов состоит в комплексном психомоторном развитии малыша, чтобы его психомоторные навыки и умения формировались правильно и в соответствии с возрастом.
Родители обязательно должны понимать, что замедление развития хотя бы по одному из направлений грозит отставанием по всем остальным. Так, к примеру, задержка развития мелкой моторики рук чаще всего вызывает замедление развития речи малыша.

Вместе с умением ходить ребенок учится работать руками:

Совершенствуя в процессе игры движения рук, малыш обнаруживает взаимосвязь между крышкой и банкой, маленькими и большими формами, карандашом и листом бумаги. Более того, он может указать пальцем на предмет, который не может достать.
Одновременно ребенок учится говорить и понимать речь. В возрасте 14 месяцев он говорит слова "мама" и "папа". При этом ваш малыш сознательно называет конкретных людей.

В неполные два года ребенок умеет брать чашку со стола, пить из нее и ставить на место. В процессе обучения бытовым навыкам имитирует процесс мытья рук под краном или в тазике.
По мере взросления ребенок становится более независимым, учится есть и одеваться самостоятельно. Он все чаще остается у бабушки и дедушки, расставаясь ненадолго с родителями.
С окружающими дети начинают контактировать начиная со второго месяца жизни. К одному году малыши уже умеют проявлять чувство нежности, обнимая и лаская игрушки и близких людей.
Дети более старшего возраста овладевают бытовыми навыками, повторяя то, что делает мама. Очень большое удовольствие доставляет детям исследование кухонных шкафчиков, мытье пола или подметание веником.

Важно! Родители обязательно должны помнить о том, что различную бытовую химию необходимо спрятать подальше от маленьких исследователей.

Двухлетние малыши охотно ходят со взрослыми в ванную и туалет, но вовсе не потому, что не может с ними расстаться. Ему просто интересно, что мы там делаем. Это своеобразная подготовка к умению самостоятельно удовлетворять свои физиологические потребности.
К трем годам ребенок уже способен контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Но в это время еще допустимы редкие промахи. К этому возрасту ребенок уже научился самостоятельно одеваться, прислушиваясь к рекомендациям взрослых. Руки уже достаточно ловкие, чтобы пользоваться кистью для рисования, рисовать мелом или лепить из пластилина.
В три года малыш начинает посещать детский сад. Там совместно с другими детьми он приобретает новые навыки общения и продолжает развивать психические и двигательные функции.

Проверьте, правильно ли развивается ваш ребенок:

Ниже приведены основные критерии психомоторного развития, которыми должен обладать ваш ребенок в определенном возрасте. Основываясь на них, вы сможете с легкостью оценить, насколько правильно развивается ваш малыш. Не стоит отчаиваться и паниковать, если что-то не соответствует нормам. Заподозрив отклонения, вы сможете своевременно обратиться к психологу, логопеду, педагогу или врачу и откорректировать возникшие нарушения. Ваша задача как родителей – это быть ближе к своему малышу, чтобы помочь ему развиваться и своевременно реагировать на любые нарушения.

Навыки движений ребенка:

В 1 год:

Подтягивается, держась за мебель, к примеру, за перегородку кроватки из положения сидя или на четвереньках и становится прямо, опираясь за что-нибудь;
Пробует делать шаги на месте;
При большей уверенности в себе делает пару шагов в сторону, держась за мебель обеими руками.

В 16 месяцев:

Делает несколько шагов подряд, не держась и не теряя равновесия.

В 18 месяцев:

Наклоняется и поднимает игрушку с пола, не опираясь и не садясь;
Влезает на диван и слезает с него, сначала опуская ноги на пол;
Учится делать шаги назад;
Влезает на стул и слезает с него;
Поднимается по ступенькам, приставляя одну ногу к другой, держась за поручни обеими руками. Пробует таким же образом спускаться по лестнице.

В 2 года:

Спускается с лестницы приставным шагом, держась за поручень одной рукой;
Делает пару шагов на пальцах не держась;
Совершенствует умение стоять на одной ноге, держась за поручень;
Прыгает вперед два раза на двух ногах не падая;
Стоит на одной ноге несколько секунд не падая;
Поднимается по лестнице, как взрослый - переменным шагом, держась при этом одной рукой.

В 3 года:

Спускается с лестницы по-взрослому, держась за поручни одной рукой. Затем убирает руку и перестает держаться;
Ловит мяч, брошенный с двухметрового расстояния;
Ездит на трехколесном велосипеде.

Проявления самостоятельности:

В 1 год:

Пьет, не обливаясь, из стакана, который держит взрослый;
Помогает при одевании, вытягивая руки и ноги для ползунков и распашонок.

В 1.5 года:

Без проблем снимает развязанные ботинки;
Держит чашку во время питья самостоятельно;
Во время еды еще не совсем ловко направляет в рот полную ложку;
Пробует накалывать кусочки еды на вилку.

В 2 года:

Сам съедает содержимое тарелки, иногда при этом пачкаясь;
Помешивает ложкой в чашке;
Без напоминания вытирает руки полотенцем после мытья;
Умеет снять с себя расстегнутую куртку, учится надевать мелкие вещи;
Сначала снимает майку без рукавов, а затем старается ее надеть;
Самостоятельно обувает ботинки;
Знает весь процесс мытья и вытирания рук, хотя пока делает это не совсем ловко и тщательно;
Интересуется содержимым унитаза.

В 3 года:

В течение дня ребенок уже не мочится в штаны;
Умеет расстегивать пуговицы и надевать штаны;
Иногда сам одевается, когда ему помогают советом.

Выполнение заданий:

В 1 год:

Играет с куклой или мишкой, прижимает их к себе, ласкает;
По просьбе мамы отбивает брошенный мяч в сторону.

В 1.5 года:

Учится убирать игрушки;
Все чаще подходит к родителям с книжечкой и просьбой назвать показанные им картинки.

В 2 года:

Сам играет с куклой, мишкой или другой игрушкой, как будто со своими детьми;
Пробует утешить, если кто-то загрустил;
Замечает, что он является личностью в группе других людей;
Когда говорит о себе, то упоминает свое имя;
В ответ на вопрос называет свое имя, говоря о себе "я";
Осознавая себя в обществе, выражает собственное желание, говоря: "Я хочу" или "Я не хочу".

В 3 года:

Подчиняется правилам коллективной игры, соблюдает свою очередь. Это очень заметно во время игры в кубики, когда взрослый и ребенок поочередно кладут кубики на нужное место.

Навыки в процессе игры:

В 1 год:

Ребенок хватает маленький предмет согнутым указательным и большим пальцами;
Передвигает по столу игрушечную машину вперед и назад;
Неумело перелистывает книжку, которую держит мама.

В 13-17 месяцев:

Бросает в банку кружочки или другие мелкие предметы;
Прикрывает банку крышкой;
Вкладывает маленькую формочку в большую;
Рисует на бумаге точки и черточки;
Поворачивает закручивающуюся крышку бутылки в одну и в другую сторону;
Нанизывает колечки на ось пирамиды;
Небрежно рисует зигзаг из трех черточек, не отрывая руки от листа бумаги.

В 18 месяцев:

Берет третий кубик, держа в каждой руке по кубику;
Вкладывает самую маленькую формочку в среднюю или пробует построить из них башню;
Находит маленький предмет, спрятанный под одной из банок.

В 2 года:

Держит в каждой руке по два кубика;
Рисует не только черточки, но и целую спираль;
Вкладывает один цилиндр в другой, в зависимости от размеров;
Переворачивает бутылочку вверх дном, чтобы извлечь из нее содержимое.

В 2.5 года:

Крутит ручку игрушечной шарманки;
Умело рисует спирали;
Вкладывает квадрат, треугольник, круг в соответствующие по форме отверстия (рамки-вкладыши);
Укладывает из пяти кубиков ряд - поезд;
Умеет сложить кружочки, одинаковые по величине: маленькие с маленькими, а также средние и большие;
Различает цвета: красный, желтый, зеленый и синий.

В 3 года:

Строит башню из восьми кубиков;
Пользуется ножницами. Разрезая бумагу, выполняет два движения подряд;
Может разорвать лист бумаги, как взрослый, разводя руки в противоположные стороны;
Рисует вертикальные линии вверх и вниз, имитируя письмо взрослых. Чертит выразительную горизонтальную линию;
Катает валик из пластилина;
Строит мост из трех кубиков, устанавливая третий кубик так, чтобы можно было протащить под мостом карандаш;
Умеет складывать квадрат из четырех кубиков.

Развитие речи ребенка и умение устанавливать взаимосвязь:

В 1 год:

Выговаривает одиночные звуки или слоги, которые имеют определенное значение: "ко-ко", "ам-ам";
Оборачивается, когда слышит произнесенное кем-то свое имя;
Может радостно отреагировать на похвалу или остановить действие, слыша выразительное "нет".

В 1.5 года:

Выговаривает три слова со смыслом. Произношение может быть не совсем правильное, но эти слова ребенок должен использовать ежедневно для обозначения конкретных людей, вещей, животных или явлений;
Очень восприимчив к пению. Пробует исполнять с мамой простые детские песенки;
Без проблем выполняет такие просьбы, как "дай мне" или "иди сюда";
На вопрос о предмете, с которым играл, малыш начинает искать его;
При упоминании о еде ребенок начинает искать бутылку или чашку;
Правильно показывает три названные взрослым части тела: губы, нос, глаза на кукле или на себе;
Понимает слово "открывать" и по просьбе охотно открывает баночку или бутылку;
Умеет выполнить просьбу, состоящую из двух действий: например, "подними мишку и положи его на кроватку";
По просьбе взрослых называет предметы, например "мика" - мишка, "ко-ко" - курочка и т.д;
Умеет выражать желание, если ему что-нибудь нужно. Например, "да" - дай, "ам-ам" - кушать;
Выразительно говорит "нет", если чего-то не хочет или не любит.

В 2 года:

Выговаривает первое, состоящее из двух выражений предложение. Например, "мама, ам";
По-своему называет минимум восемь картинок из книги;
Понимает значение слов "холодный", "большой", выбирая при этом бутылку с холодной жидкостью или большую игрушечную машинку.

В 2.5 года:

В своей речи обогащает произносимые предложения на одно слово;
Понимает слово "тяжелый", выбирая соответствующий предмет из двух различных по весу;
Знает, что можно двигаться по-разному: человек идет или бежит, рыба плавает, птица или самолет летает, машина едет.

Неполные три года:

Осознает понятия "на чем-то", "под чем-то", "за чем-то", "возле чего-то";
Кроме слова "тяжелый" понимает и противоположное понятие - "легкий". По просьбе выбирает более легкий предмет.

В 3 года:

Произносит предложения, состоящие из четырех слов;
Понимает разницу между единицей и множеством, используя в своей речи слово "два" по отношению к нескольким предметам;
В ребенке просыпается чувство собственности, он знает, что эта вещь "моя", а другая - "твоя";
Начинает использовать множественное число в тех выражениях, которые уже знает.

Полноценное развитие малыша невозможно без маминой и папиной заботы и внимания. В любом возрасте необходимо уделять время для своего ребенка, заниматься его развитием в первую очередь в домашних условиях. Мамина любовь способна творить чудеса и создавать гармоничные и теплые условия для развития полноценной личности.

Теперь вы сможете контролировать ход развития вашего малыша. Если по каким-то пунктам ребенок еще не выполняет положенные действия, то вы обратите внимание на это и без труда приведете все в норму!


2024 tekstilug.ru. Праздничный портал для вас.