Развитие мозга для 10 лет. Мозг ребенка. Ранее развитие: насколько это хорошо и что нужно делать

Экология потребления.Дети: Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком...

Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком, и, возможно, тогда я бы иначе смотрела на развитие Стеши в ее первый год. И вообще – иначе смотрела бы на развитие ребенка – так сказать, с научной точки зрения.

И раннее развитие тогда казалось бы не гонкой и соревнованием с форумскими мамочками «кто больше круп дал ребенку пересыпать» и «кто сколько карточек показывает за день» и уж точно не «у кого ребенок сказал первое слово в 7 месяцев», а представлялось бы разумной системой, программой развития того, что нужно ребенку именно сейчас и зачем это ему нужно по жизни.

И нет – я не перестала бы уделять много внимания ребенку в его первый год жизни, потому что приводимые ниже факты как раз подтверждают, что недостаточно быть «просто мамой, существующей просто рядом с ребенком 24/7» и не стоит пренебрегать этим периодом в жизни, полагаясь на «ах, он/а все равно ничего еще не понимает и не воспринимает» (это не так!), но я бы иначе распределяла бы время в этих 24/7 – это точно.

Мне кажется, основами развития мозга ребенка следует делиться с будущими мамами на курсах беременности, и так делают в той же Великобритании, например. Но если вы, как и я, не имели возможности пройти курсы для беременных Baby Foundations в UK, то вам будет очень полезно прочесть!

Итак, что происходит с мозгом ребенком с момента рождения и до первого Дня Рождения?

1. За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг. Масса мозга взрослого человека – чуть более 2 кг.

2. Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей. Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт.

3. До 700 синапсов в секунду формируется в первые годы жизни ребенка. Однако, для того, чтобы нейронная связь осталась (и масса мозга увеличилась на эту одну нейронную связь) важно, чтобы ребенок пережил этот опыт еще несколько раз.

4. Use it or lose it – используй, или потеряешь! В мозгу новорожденного 150-200 миллиардов (!!!) нейронов, в мозгу взрослого человека – в 2 раза меньше. Нейроны либо соединяются, формируя нейронные связи и укрепляя их, либо отмирают, и в руках родителей и людей, влияющих на развитие этого малыша, судьба большинства нервных клеток малыша.

5. В первые 12 месяцев жизни наиболее активно нейронные связи способны формироваться в областях мозга, которые отвечают за физическое развитие, речь и эмоциональное развитие. И, напротив, области мозга, отвечающие за логическое мышление, проходят стадию «доразвития», поэтому в первый год практически неактивны.

6. При рождении, миндалевидная железа (Amygdala – место эмоций) более развита, чем лобные доли, которые занимаются рассуждениями. Младенцам более свойственно показать свои эмоции, а не управлять ими. Это объясняет, почему дети часто реагируют на ситуации со слезами. Это же объясняет то, почему так важно развивать эмоциональную сферу малыша и его органы чувств, а не заниматься преждевременным развитием интеллекта.

7. В первые 6 месяцев жизни формирование новых нейронных связей идет наиболее активно. В большей степени это касается формированияцветовосприятия, первичных навыков ранней социализации и обоняния.

8. Наиболее прочные нейронные связи – это связи, которые возникают в обоих полушариях. Ползание – наиболее эффективный путь к синхронизации обоих полушарий. Позже с ним может сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание.

9. Мозжечок новорожденного в среднем весит 21–23 г.. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребёнок учится сидеть и ходить. Масса мозжечка новорожденного составляет около 20 г, в 3 месяца она удваивается, в 5 месяцев увеличивается в 3 раза, в конце 9-го месяца - в 4 раза. к одному году 84–94 г, а в 15 лет – 150 г. Мозжечок отвечает за координацию движений, однако, последними исследованиями доказано, что мозжечок определяет и скорость мысли. Наверняка, и в вашем окружении есть люди, которые молниеносно делают выводы и аходят решения, а есть “тугодумы”?

10. Во время физических упражнений в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали, что во время физических упражнений ускоряются химические реакции и гиппокампе и в передней части мозга, отвечающей за овладение когнитивными навыками.

11. Зона Брока и зона Вернике – это две области головного мозга, отвечающие за развитие речи. Но несмотря на то, что зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам (и до этого не стоит воспринимать «мамамамама» как первое слово), на воспроизведение речи можно и нужно влиять еще раньше – с самого рождения, - через работу с зоной Вернике, отвечающей за восприятие речи. Как связаны эти зоны и что лучше всего развивает речь ребенка еще ДО его первого слова.

12. Мультисенсорный опыт – намного важнее, чем моносенсорный. Поэтому показ карточек дома один-на-один - это намного менее эффективно, чем погладить живую собачку, послушать песню в компании сверстников и попробовать баклажан! опубликовано

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Мозговые волны

– это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

Бета (14-30 Гц):

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

Альфа (8-13,9 Гц):

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

Тета (4-7,9 Гц):

  • фаза сна REM;
  • увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
  • интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
  • гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Дельта (0,1-3,9):

  • «бессонный сон»;
  • выпуск гормона роста;
  • глубокое, нефизическое состояние, транс;
  • вход в подсознание.

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.

Неонатальное развитие ГМ

Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.

Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.

Как развивается мозг ребенка до года:

  • при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
  • при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
  • каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
  • каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
  • формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
  • чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
  • передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
  • на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
  • до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Болезни у недоношенных детей

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию . Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

Эффективная гимнастика для развития мозга поможет оздоровить организм и развить левое и правое полушарие.

  • Человек — это разумное существо. Он по-другому, чем, например, животные, воспринимает окружающий мир и обладает особым мышлением и логикой. Чтобы понять, как развить свой мозг, необходимо знать его функции
  • Мозг можно назвать компьютером, ведь его возможности безграничны. На протяжении всего отрезка жизни, человек познает что-то новое, в его голове может храниться много информации. Он запоминает только то, что ему нужно, а то, что никогда не пригодится, «убирается» навсегда
  • Мозг состоит из двух полушарий — правого и левого. Каждой стороне отведены свои функциональные особенности — все анализируется в строгом порядке, запоминается или удаляется

Как развить левое полушарие мозга?

Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.

Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».

Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:

  • Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
  • Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
  • Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
  • Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
  • Принимайте для улучшения работы мозга

Важно: Старайтесь не зацикливаться на развитии одной из половинок мозга. Ценным является именно работа обеих половинок нашего мозгового «компьютера». Развивайте одновременно левое и правое полушарие мозга.

Как развить правое полушарие мозга?



Выше мы разобрались, за что отвечает левая половинка мозга, теперь нужно работать над развитием интуитивных способностей и творческого мышления.

Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.

Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:

  • Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
  • Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
  • Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга

Совет: Настройтесь на творчество, поверьте в свои возможности, и результат не заставит себя долго ждать.



Мозг младенца с самого рождения настроен на то, чтобы познавать что-то новое. Поэтому даже такие обычные действия, как кормление, прогулка и смена памперсов, являются обучающими.

Совет: Не изобретайте ничего нового для того, чтобы развивать мозг своей крохи. Не зацикливайтесь на выполнении каких-то особенных занятий.

Для того чтобы правильно развивать мозг ребенка, необходимо обеспечить ему только должный уход.

Важно: Разговаривайте со своим малышом, даже когда забираете почту из ящика или заваривает чай. Такие комментарии помогают заинтересовать ребенка, а значит, он начинает мыслить и развиваться.

Хорошо помогает в развитии совместное чтение книг, игры, мамины песни, танцы с крохой на руках. Даже обычный массаж и покачивание перед сном, будут развивающими для мозга ребенка.



Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.

Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.

Очень эффективны упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников, в которых задействованы две руки:

УПРАЖНЕНИЕ : Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ :Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи

УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо

УПРАЖНЕНИЕ: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

УПРАЖНЕНИЕ : Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки



В развитии мозга помогают шахматы, шашки, головоломки, кубик Рубика, ребусы и кроссворды.



Гимнастика для мозга — Ольга Троицкая

Программа систем упражнений была разработана еще в 70-х годах. Ученые того времени проводили исследования со своими учениками, каждый из которых выполнял гимнастику каждый день. С того времени система распространяется по всему миру и приносит отличные результаты.

Ольга Троицкая — это успешный психолог. Она большое значение уделяет развитию мозга, ведь благодаря ясному уму человек может быть счастливым и успешным.

Важно: Упражнения увеличивают тонус коры головного мозга, а массаж биологически активных точек позволяет заставить работать обе половинки мозга.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «КРОСС КРОЛЫ» :

  • Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать, когда вялость и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно

УПРАЖНЕНИЕ №2 :

  • Встаньте ровно, ноги на ширине плеч
  • Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке
  • Голова немного поворачивается по ходу действий
  • Рот не зажимается, губы свободны. Зажаты только все мышцы и нижняя часть лица

УПРАЖНЕНИЕ №3 «КНОПКИ МОЗГА» :

  • Два пальца поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Вторая рука расположена на пупке
  • Слегка массируйте ямки
  • Поменяйте руки
  • Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами. Это мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца


УПРАЖНЕНИЕ №4 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ» :

  • Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха
  • Поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове глядя назад, уходить все дальше и дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела — прекратите выполнять упражнение
  • Поверните голову вправо и снова повторите все действия, как с поворотом головы влево

УПРАЖНЕНИЕ №5 «СОВА» :

  • Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине
  • Немного поверните голову влево
  • Начинайте разминать — на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова
  • Голову немного поворачиваете из стороны в сторону
  • Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ №6 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ» :

  • Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслаблено
  • Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела.
  • Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку
  • Поменяйте руки и повторите упражнение
  • Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх


УПРАЖНЕНИЕ №7 «КРЮКИ ДЭНИСОНА» :

1 часть упражнения :

  • Ноги переплетите
  • Руки вытяните вперед ладонями наружу
  • Сложите ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди
  • Язык поднимите и прижмите к небу
  • Глаза поднимите вверх. Нужно выполнять упражнение столько времени, сколько вам будет комфортно

2 часть упражнения :

  • Ноги расставьте на ширине плеч
  • Руки опустите вниз и сцепите лодочкой на уровне низа живота
  • Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу

Ниже представлено видео с гимнастикой для мозга Ольги Троицкой. В нем представлены только сами упражнения.

Видео: Гимнастика мозга — станьте успешным в любом возрасте! Ольга Троицкая.Только упражнения



Фитнес-система для мозга — это специально разработанные упражнения, которые помогают развить и синхронизировать работу обоих полушарий мозга и выработать моторику рук.

Пальцевая гимнастика для мозга приносит много пользы. Ее необходимо выполнять ежедневно.

Видео: Что такое Фитнес для Мозга и Пальцевая Гимнастика?

Видео: Фитнесс для мозга

Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #2 Карты Деньги Два СТВОЛА

Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #3 Безумные Крокодилы

Видео: Фитнес для мозга. Упражнение #4 Завяжи пальцы в узел



Гимнастика для сосудов головного мозга — Ниши

Японский целитель Кацудзо Ниши создал систему упражнений для оздоровления организма. Это производится через тренировку капилляров.

Гимнастика для сосудов головного мозга Ниши :

  • Самое простое упражнение для улучшения состояния капилляров и циркуляции крови называется «Вибрация» . Утром, не поднимаясь с постели, поднимите кверху ноги и руки и потрусите ими 2 минуты. Этот своеобразный массаж капилляров помогает также перераспределить лимфатическую жидкость, что позволяет очистить организм от шлаков
  • Упражнение «Золотая Рыбка» . Лежа на ровной поверхности, положите руки под шею, на уровне четвертого шейного позвонка. Подтяните к себе носки ног. Сильно напрягитесь и воспроизводите вибрирующие движения всем телом, ка рыбка

Такие упражнения помогают уменьшить тонус нервной системы, и поднять тонус сосудов. Во всем теле начинается активное кровообращение, сосуды активно работают и укрепляются.

Вот еще эффективные упражнения для укрепления сосудов и улучшения работы мозга:

Видео: Упражнения для укрепления сосудов



  • Пожилые люди также должны много своего организма, если они хотят прожить в здравии свою жизнь
  • Поэтому необходимо начинать уже сегодня выполнять гимнастику для мозга и упражнения для пожилых. Очень хорошо действуют на работу головного мозга упражнения от Ольги Троицкой, которые представлены выше
  • Пожилым людям подходят все упражнения, что людям помоложе и детям. Только выполняйте их, не торопясь и делайте столько повторений, сколько сможете
  • Благодаря постоянным занятиям исчезнет вялость, лень, активизируется вестибулярный аппарат. Пожилой человек сможет добиться полноценного функционирования мозга

Синхронизация мозга — 25 упражнений



Чтобы начать развивать свой мозг, придерживайтесь нижеприведенных советов:

Совет : Избавьтесь от гиподинамии — это проблема малоподвижных людей. Больше двигайтесь — не проводите много времени за компьютером и телевизором. Если вы не будете двигаться, сосуды забиваются холестериновыми бляшками, что приводит к проблемам мозговой деятельности.

Совет : Откажитесь от употребления спиртных напитков. Спирт убивает нейроны. Но, если выбирать между водкой, вином и пивом, то пиво оказывает значительно меньше вреда на наш мозг.

Совет : Употребляйте 2 литра воды в день. Людям, которые имеют избыточный вес, должны выпивать до 4-х литров чистой негазированной воды в сутки. Она помогает вывести шлаки и токсины.

Совет : Выполняя любую домашнюю работу, делайте это весело и с иронией! Мозг любит хорошие эмоции.



Весело делаем уборку — работают оба полушария мозга

Как человек работает над развитием мышц, так же он и должен развивать свой мозг. Если мозгу не давать ежедневную работу, он будет дряхлеть.

Важно: Если присутствуют ежедневные нагрузки, тогда количество серых клеток увеличивается, появляются новые капилляры и образуются новые синапсы между нейронами.

Выполняя эти советы, вы поможете своему мозгу: он «не заскучает» и будет постоянно развиваться:

  1. Ходите по дому с закрытыми глазами — это помогает развить координацию движений
  2. На ощупь определяйте номинал монет, которые находятся у вас в кармане
  3. Освойте шрифт Брайля — чтение и письмо для слепых
  4. Пишите левой рукой, если вы правша, и правой, если левша.
  5. Купите необычную для себя одежду и носите ее
  6. Смените цвет волос или сделайте короткую стрижку, если у вас до этого были длинные волосы
  7. Путешествуйте, узнавайте новые города и страны
  8. Чаще меняйте интерьер в доме и офисе
  9. Придумывайте новые фразы для ответа на вопросы: как дела, что нового?

Важно: Зачем это делать? Привычки надоедают мозгу, и он устает от обыденности. Все новое ему интересно: эмоции, слова, действия и места.

РАЗМИНКА ДЛЯ МОЗГА: Делайте упражнения закрытыми глазами:

  • Спокойно и глубоко вдохните 10 раз
  • Не торопясь посчитайте вслух от 1 до 100, и наоборот, от 100 до 1
  • Представьте в своей голове розовый круг, потом, при помощи разворота, мысленно переделайте его в квадрат, треугольник, трапецию и ромб
  • Проговорите алфавит, придумывая к каждой букве слово, например, «А — арбуз»
  • Мысленно посмотрите на себя со стороны. Приглядитесь ко всем деталям одежды и аксессуаров. Подумайте о том, что вы улыбаетесь
  • Прочитайте любой текст задом наперед


Синхронизация мозга — разминка

УПРАЖНЕНИЕ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» : На листе бумаги напишите буквы алфавита, а под ними Л, П или В. Буквы из верхних строк проговариваются вслух, а из нижних — выполняются руками (Л — левая рука поднимается вверх, П — правая рука поднимается вверх, В — обе руки поднимаются вверх). Сделать это все одновременно сложно, хотя кажется на первый взгляд просто.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Теперь вспомним упражнения из уроков физкультуры , которые, как оказалось, помогают развить мозг и заставляют работать его синхронно:

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ :

  • Достаньте локтем правой руки до колена правой ноги, и локтем левой руки до колена левой ноги — повторите 12 раз

ПЕРЕКРЕСтНОЕ УПРАЖНЕНИЕ :

  • Достаньте локтем правой руки до колена левой ноги, и локтем левой руки до колена правой ноги

На выполнение этих упражнений понадобится всего 2 минуты, а эффект почувствуется сразу — голова станет «свежей» и «посветлевшей».

Специалисты и эксперты в области развития мозговой деятельности дают очень ценные советы тем людям, которые работают над синхронизацией своего мозга. Если их выполнять хотя бы раз в неделю прогресс появится обязательно.



Синхронизация мозга — часы на другой руке
  • Совет : Нейронную работу мозга помогает развить гимнастика пальцев. Разжимайте и соединяйте пальцы, усложняя задачу и делая упражнение через один палец
  • Совет : Поменяйте предметы местами на вашем рабочем столе. Это заставит мозг искать новые решения. Но не делайте так слишком часто, чтобы мозг не привык к этому
  • Совет : Назовите вслух двадцать женских или мужских имен. Мысленно представьте этих людей и то, как они вам улыбаются. Пожелайте им всем доброго дня
  • Совет : Один раз в неделю ложитесь спать головой к другому концу кровати. Для мозга это непривычно и он не сможет быстро заснуть, но надо постараться.
  • Совет : Поменяйте руку, на которой носите часы. Сначала вы будете испытывать неудобства, но потом уже не будете этого замечать. По истечение 7 дней снова поменяйте руку
  • Совет : Во время уборки дома складывайте вещи красиво, но не на свои места. После этого мозгу придется работать и вспоминать, где лежат вещи и предметы после уборки
  • Совет : Решайте различные логические задачи. Их можно найти в сборниках, детских журналах или в сети
  • Совет : Один раз в неделю думайте о том, чего вы достигли за неделю. Стройте планы на будущую неделю, выделяя основные события
  • Совет : Иногда пишите письма самому себе, в которых будет говориться об ошибках, совершенных за неделю. Не жалейте себя, записывайте даже мелкие неприятности, чтобы на следующей неделе стать еще лучше


СЛОЖНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ МОЗГОВ :

  • Сядьте на кресло и положите ногу на ногу
  • Ногой, которая находится сверху, рисуйте в воздухе круги по часовой стрелке
  • После этого начертите пальцем правой руки круг против часовой стрелки — нога продолжает двигаться по часовой стрелке

УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТ» :

  • Возьмите чистый лист бумаги и красками, фломастером или карандашом разукрасьте его полностью одним цветом
  • Перечислите все ассоциации, которые возникают у вас с этим цветом. Например, красный — вишня, арбуз, флаг и так далее

УПРАЖНЕНИЕ «СЧЕТ»:

  • Сосчитайте до 20 и обратно, но пропуская цифру, в которое есть, например, 3 или которое делится на 3

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВО» :

  • Возьмите в руки газету и прочитайте любое первое попавшееся слово
  • Составьте с этим словом десять разных предложений, быстро и не раздумывая
  • Положите обе ладони на живот — левая рука на правой
  • Сделайте выдох, как будто задуваете свечу
  • Выполнять такое упражнение нужно в течение одной минуты

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДЪЕМ БЕЗ ПОМОЩИ РУК» :

  • Сядьте на пол и разведите широко ноги
  • Теперь резко поднимитесь, не используя руки
  • Во время этого упражнения согласованно начинают работать оба полушария мозга. Важно чувство равновесия. ОСТОРОЖНО: Во время выполнения этого упражнения можно упасть


УПРАЖНЕНИЕ «БУКВА» :

  • Закройте глаза и представьте в голове любую букву
  • Назовите в слух до двадцати предметов на эту букву, например: один — танк, два — трактор, три — трон, четыре — толокно и так далее. Чем быстрее вы будете называть слова, тем лучше

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ:

  • Вытяните одну руку вперед, распрямите большой палец и начертите в воздухе 8
  • Сделайте 4 таких повторений. Смените руку
  • В конце сделайте гимнастику с обеими руками

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ МОЗГА :

  • Поднимите обе руки вверх
  • Рисуйте в воздухе — одной рукой квадрат, а другой звезду
  • Как только упражнение начнет получаться, поменяйте руки. Для его усложнения, придумайте рисунки других форм

Теперь научимся делать физические упражнения на синхронизацию мозга. После выполнения такой гимнастики, оба полушария мозга научатся работать одновременно.

УПРАЖНЕНИЕ «СВЕДЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК И НОГ» :

  • Сядьте на высокий стол, чтобы ноги свободно качались
  • Растопырьте пальцы рук и приложите кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой
  • Выполняйте маховые движения руками. Кончики пальцев должны встретиться друг с другом

Важно: Если хотите усложнить это упражнение, соедините пальцы ног. Совершайте махи руками и сведя кончики пальцев, разведите ноги. Разведя руки, соедините ноги вместе.



Синхронизация мозга — скрещивание рук и ног

УПРАЖНЕНИЕ «СКРЕЩИВАНИЕ РУК И НОГ» :

  • Сначала выполняйте маховые движения руками впереди туловища на уровне плеч. Ладони должны быть обращены к полу
  • Через время, начинайте делать махи и перекрещивания позади туловища — на уровне ягодиц
  • Продолжайте выполнять упражнение, присоединяя движение ног
  • При движении вправо, ведите левую ногу перед правой, и правую ногу перед левой при движении влево

Еще одно подобное упражнение :

  • Сделайте скрещивание ногами во время движения
  • Шаг в сторону — заведите левую ногу за правую
  • Еще один шаг правой и приставьте левую ногу
  • Повторите движение в обратную сторону

УПРАЖНЕНИЕ «МАРИОНЕТКА НАОБОРОТ» :

  • Встаньте прямо, ноги вместе. Руки сложите над головой. Сделайте прыжок и мах руками в стороны назад, расставляя ноги. Прыжком вернитесь в исходное положение
  • Ногами выполните предыдущие движения, а руки вытяните перед туловищем, двигая ими вверх-вниз
  • Руками выполняйте движения в стороны, ногами — прыжки вперед-назад с ноги на ногу, как во время ходьбы

УПРАЖНЕНИЕ «ВЕЛИКИЙ ДИРИЖЕР» :

  • Включите любую классическую музыку
  • Встаньте в позицию, как дирижер стоит перед оркестрантами
  • Поднимите руки на высоте плеч, при этом одна рука должна быть выше другой
  • Рисуйте в воздухе лежащие восьмерки: левая рука выписывает влево, правая — вправо
  • После этого рисуйте внутреннюю дугу и повторите все упражнения в противоположную сторону

УПРАЖНЕНИЕ «ПУТАНИЦА» :

  • Правая рука на голове, левая — на животе. Похлопывайте себе по макушке и поглаживайте живот по кругу одновременно
  • Поглаживайте левой рукой живот по часовой стрелке, а правой рукой делать поглаживания в области левой ключицы в другую сторону

УПРАЖНЕНИЕ «РИСУНОК НОСОМ» :

  • Представьте на кончике своего носа карандаш
  • Нарисуйте в воздухе восьмерки
  • Когда это упражнение будет получаться, пишите в воздухе имена и фамилии

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕКАТ С ЛИМОНОМ» :

  • Приготовьте лимон и стул
  • Лягте на спину, стул поставьте за головой. Лимон зажмите между ступней
  • Поднимите ноги так, чтобы можно было положить лимон на стул
  • Опустите ноги, потом поднимите, и возьмите лимон со стула, возвращаясь в исходное положение

Совет: Молодые люди в хорошей физической форме могут класть лимон не на стул, а на пол за головой.

Важно: Хорошо вместе с этим упражнением выполнять «березку» и стойку на голове. Такая гимнастика поможет стимулировать мозговое кровообращение.

УПРАЖНЕНИЕ «ДЫХАНИЕ ЙОГОВ» :

  • Сядьте на стул и расслабьтесь, спина прямая. Положите указательный и средний пальцы правой руки на область переносицы
  • Безымянным пальцем слегка закройте левую ноздрю и медленно вдыхайте через правую ноздрю, считая до 8
  • Задержите дыхание на 4 секунды. Затем надавите большим пальцем и закройте правую ноздрю, медленно выдыхая через левую ноздрю, считая до 8
  • Задержите дыхание на 4 секунды, и снова сделайте вдох, считая до 8, но теперь через левую ноздрю

УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ» :

  • Сядьте на пол по-турецки и закройте глаза
  • Сделайте несколько вдохов, направляя поток воздуха глубоко вниз живота. Должна работать диафрагма
  • Сконцентрируйте внимание на своем дыхании. На вдохе вслух произносите «ОМ», а на выдохе — «АХ»


Укрепляем память — зеваем широко

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПАМЯТИ :

  • Закройте глаза и широко зевните
  • Одновременно массируйте напряженные зоны в области нижней и верхней челюсти
  • Зевок должен быть долгим и звучным. Повторите упражнение 3-6 раз

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ :

  • Лягте на пол, согните ноги в коленях, ступни на полу. Руки положите под голову и сплетите пальцы. Не разжимая руки, поднимитесь и одновременно повернитесь, опираясь локтем на пол
  • Левый локоть — к правому колену, правый локоть — к левому колену. Повторите это упражнение по 5 раз в каждую сторону

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ СПОСОБНОСТИ (помогает повысить точность движений):

  • Найдите впадинки на лбу, над бровями
  • Слегка надавливайте кончиками пальцев в течение одной минуты. Повторите упражнение 3-4 раза

Будьте здоровы, и не забывайте делиться полезной информацией со своими знакомыми и родственниками. Ведь, возможно, это поможет им продлить жизнь, и прожить ее счастливо и успешно!

Видео: 3 минуты урок на всю жизнь! Гармонизация правого и левого полушария мозга

Видео: Как развить мозг?! Как стать намного умнее окружающих?!

Мозг человека переживает самые крупные трансформации в первые годы жизни. Именно в младенчестве закладывается интеллект и способности, «ум и чувства». Родителям нужно постараться, чтобы мозг малыша развивался интенсивно и гармонично. Что нужно предпринять, какие есть методики? Знаете ли вы, что развитие мозга ребенка начинается еще в утробе и в первый год жизни приобретает просто лавинообразный характер? Попробуем проследить весь процесс с рождения и узнать, какие коррективы в него могут внести родители при помощи новейших методик.

Нередко случается так, что мамы малышей в возрасте более года-двух замечают явные отклонения в поведении и спешат к неврологу за помощью. Явные признаки нарушения работы ЦНС поддаются коррекции в большинстве случаев, но стоило бы обратить на проблемы гораздо раньше. Многие мамы остаются в плену стереотипов: считается, что младенец до года – просто несмышленыш, гораздо большее внимание уделяется родителями борьбе с неполадками в пищеварении, аллергией, простудами и прочим проблемам с физическим здоровьем, оставляя за рамками отклонения в психоэмоциональном развитии. Не отрицая важности развития телесного, нельзя упускать драгоценные дни интенсивного формирования интеллекта!

Процессы развития мозга, о которых можно судить только по результату

Вот несколько очень убедительных фактов о развитии мозга в первые дни и месяцы жизни человека:

  • К концу первого года мозг младенца увеличивается в два раза в размере и достигает веса 1 кг – почти половины от веса мозга взрослого человека.
  • За одну секунду в мозгу младенца формируется около 700 синапсов. Это нейронная связь, формирующаяся в процессе знакомства маленького человека с окружающим миром, получение любого опыта. Миллиарды нейронов мозга грудничка исключительно активны в первый год жизни, особенно в секторах мозга, ответственных за физическое развитие, за эмоции, речевые функции, обоняние.
  • Груднички очень эмоциональны, с помощью эмоций они высказывают свое отношение к окружающим событиям. За проявление эмоций отвечает миндалевидная железа, а вот лобные доли, отвечающие за интеллект, развиваются неторопливо, по мере того как дитя «умнеет».

Как научиться контролировать развитие мозга у детей, обеспечить раскрытие способностей с возрастом, рост IQ до рекордных величин?

Рост и развитие головного мозга ребенка

Если взять весь период формирования мозга ребенка, то его основная часть (до 70%) приходится на период внутриутробного развития. На первый год – 15%, еще 15% — на период от года до 6-7 лет. К 6-7 годам структура мозга почти полностью сформирована и мало отличается от таковой у взрослого человека. Именно это послужило причиной установления оптимального возрастного порога для начала обучения в школе: мозг уже готов усваивать усложняющуюся с каждым годом информацию, формировать логические связи.

От зачатия до родов

С точки зрения анатомии и морфологии головной мозг ребенка закладывается буквально в первые недели развития плода, а к третьей неделе беременности уже можно рассмотреть деление мозга на три части.

Соня гостит у бабушек. Разговаривает с мамой по телефону:
- Мам, когда ты заберешь меня?
- Знаешь, сколько пальчиков на руке? Вот через столько денечков я и приеду.
- Мам, жаль у тебя не три пальца.

От рождения до года

С появлением томографии ученые выяснили, что микроструктура мозга ребенка начинает формироваться сразу после рождения. У младенца после рождения уже имеются сотни миллиардов нейронов – нервных клеток, но связи между ними первичны и не структурированы. Именно в процессе взаимодействия с внешней средой между нейронами создаются устойчивые связи, формируется своего рода «сеть» или «паутина», создается древовидная структура нейронов, идет развитие полушарий мозга у детей.

Стоит погреметь младенцу погремушкой, как у него тут же образуются устойчивые связи, характеризующие образ, форму, цвет и звуки, издающиеся этим предметом, характеризующие его движение и взаимосвязь с рукой матери и с самой матерью. Пример прост, но именно так это и работает, от простого к сложному. Недаром вполне конкретный младенец может выучить любой язык на планете!

Структура сети нейронов ежеминутно и ежедневно усложняется, кора головного мозга грудничка утолщается (толщина ее является критерием интеллекта человека). Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка тесно взаимосвязаны: идет формирование структуры мозжечка и вестибулярного аппарата, устанавливаются связи между мозжечком и лобным участком коры головного мозга, отвечающей за мышление.

Происходит развитие обоих полушарий головного мозга, но не всегда равномерно. Ученые считают, что определенная асимметрия – скорее норма, чем исключение. У девочек левое развивается более интенсивно, у мальчиков – наоборот, а гениальные люди в большинстве случаев отличаются более развитым правым полушарием.

От года до трёх лет и далее

К трехлетнему возрасту объем головного мозга достигает 80% от мозга взрослого. Растет интеллект, развивается способность к мышлению, речевые функции, формируются устойчивые социальные связи. После трёх лет темпы развития мозга начинаются постепенно снижаться, к 10 годам уже поздно что-либо исправлять.

Джон Медина о правилах развития мозга вашего ребенка

Популярную книжку американского автора можно купить или скачать в интернете. В своей работе исследователь утверждает, что «все дети разные и все родители разные, поэтому советов на все случаи жизни не существует». Беря за основу индивидуальность как младенцев, так и их родителей, Медина призывает проводить вместе как можно больше времени и превратить это время в увлекательный процесс познания младенца, его потребностей, его уже формирующегося характера.

В своей книге ученый уделяет огромное внимание методам и приемам формирования мозга и мышления у детей раннего возраста, предостерегает от типичных ошибок неопытных родителей.

Ранее развитие: насколько это хорошо и что нужно делать?

Идеи раннего развития отнюдь не новы, им уже не одна сотня лет. Считается, что еще во время беременности не только будущая мать, но и ребенок во чреве получает несомненную пользу от походов на концерты классической или просто приятной, позитивной музыки, мама должна получать как можно больше положительных эмоций. После рождения адепты идей раннего развития стараются говорить с младенцем так же много и на серьезные темы, как со взрослыми, иногда на нескольких языках, включают ему Моцарта и все то, что сами любят слушать. Считается, что это стимулирует развитие мозга ребенка «с пеленок».

Кстати, Джон Медина весьма скептически относится к «музыке для живота», лекций по квантовой физике и демонстрации младенцу продвинутых развивающих видео на экране размером с полстены. Он настаивает на тезисе «всему свое время» и апеллирует к здравому смыслу и чувству меры. Медина говорит, что коробка с цветными мелками, увлеченный веселый родитель и пара часов сделают для развития мозга младенца гораздо больше, причем эффект будет намного прочней закреплен. Как на этом видео:

Сегодня продвинутыми маркетологами создана и успешно культивируется настоящая мода на ранее развитие: в любом магазине для детей предлагаются хитроумные игрушки и приспособления, коврики, даже гаджеты. Очень популярны всевозможные развивающие курсы и тренинги для мам с младенцами. Грудничка буквально перегружают информацией, которая ему в этом возрасте особо и не нужна. Специалисты утверждают, что вполне достаточно давно проверенных карточек и простых мячиков да кубиков, динамической гимнастики. Старайтесь общаться много и часто, чтобы стимулировать развитие речевых функций.

Лучший совет мамам и папам : читайте грудничку сказки: десятки поколений наших предков не могли ошибаться!

Интересная методика Макото Шичида

Профессор из Японии убежден, что усилия нужно направить на развитие правого полушария младенца, ведь известно, что правое полушарие отвечает за творчество и креативность, образность мышления. Ребенок с хорошо развитым правым полушарием учиться запоминать большое количество информации, у него усиливаются способности к изучению иностранных языков.

Метод японского ученого базируется на следующих утверждениях (иногда – спорных):

  • Все дети изначально гениальны, то есть наделены неограниченным потенциалом для умственного развития.
  • Только постоянные и системные занятия с младенцем принесут желаемый результат.
  • Многократное повторение с целью запоминания – не очень хороший метод, так как способствует развитию левого полушария, а не правого.
  • Для правильного развития мозга необходимо одновременное стимулирование всех пяти чувств.
Говорят дети!
-Дочка, в кого ты такая злопамятная?
- Не знаю, мама, но папа у нас добрый!

Для занятий используют специальные карточки, побуждают ребенка воображать и фантазировать, есть специальные игры. Найти методику просто: в интернете есть довольно много информации. Возможно, формирование визуальной памяти первостепенно важно для детишек Японии или Китая: ведь эта способность критически важна для освоения иероглифической письменности. В других же языках, как и в русском, больше внутренней логики и грамматики, чем визуальных образов. Тем не менее, методика интересная!

5 социальных факторов, плохо влияющих на развитие мозга у детей

Насколько велико влияние среды на развитие мозга ребенка? Хотя подобное исследование выполнено учеными их Гарварда, оно достаточно универсально и вполне применимо к нашим российским реалиям. Вот 5 факторов, тормозящих развитие мозга:

  1. Бедность семьи, невозможность обеспечить себя вещами первой необходимости, некачественное питание.
  2. Родители малообразованы, их интересы и социальные потребности примитивны. В основном касается матери, которая проводит с младенцем намного больше времени, чем отец.
  3. Неполная семья.
  4. Родитель или даже оба страдают психическими расстройствами.
  5. К ребенку взрослые члены семьи относятся равнодушно, коммуникация сведена к «чтобы не мешал», с детьми мало играют и мало разговаривают. В неблагополучных семьях эмоциональная обстановка зачастую очень стрессовая.

Любой из этих факторов плох сам по себе, а сочетание нескольких создает кумулятивный эффект. Результат – задержка развития мозга ребенка с необратимыми последствиями, бедный словарный запас, эмпатичность, неумение выражать свои мысли, общее отставание в психическом развитии.

  1. Планируйте беременность: ребенок должен быть желанным и любимым, ему должны быть созданы благоприятные условия для полноценной жизни.
  2. Учитесь и узнавайте новое о возрастных вашего младенца, старайтесь настойчиво применять познания на практике.
  3. Маме в период беременности и вскармливания грудью требуется полноценное и сбалансированное питание, богатое витаминами для развития и полиненасыщенными жирными кислотами, макро- и микроэлементами. Зависимость между качеством материнского молока и процессом формирования мозга у грудничка давно установлена.
  4. Стресс, страх и неуверенность – злейшие враги, которые мешают грудничку анализировать окружающую обстановку и распознавать правильный ответ на свои действия.
  5. Постарайтесь принимать все детские чувства и эмоции, даже если они вам не нравятся, уделять коммуникациям, играм с ребенком максимум времени.
  6. Движение – мощный стимулятор развития межполушарных связей: как ни странно, физическая активность очень способствует обучению и развитию мыслительных способностей в ранний период жизни. Разработана даже «мозговая гимнастика», но она более подходит для малышей после 2-3 лет.

Задержка развития головного мозга у грудничка зачастую лежит на совести нерадивых родителей, готовых списать результат своей лени на «плохую наследственность» и утверждающих, что «в школе научат». Не нужно ставить своей целью вырастить вундеркинда и гения, нужно просто добросовестно выполнять свой родительский долг, создавать для младенца оптимальную развивающую и стимулирующую среду, и у вас всё обязательно получиться.

Полезное видео для мамочек, из которого вы узнаете поразительные вещи!

В этой статье Вы узнаете основные моменты, которые помогут Вам узнать, как дети усваивают новые знания, умения, навыки.

Если вы обеспокоены развитием вашего ребенка, то помните, что есть учебные стратегии и методы обучения, которые могут помочь ему учиться проще.

Предлагаю совсем немного углубиться в теорию, для того чтобы понять, как работает мозг и как в него встраиваются новые знания, умения и навыки.

А после разберем лучшие учебные стратегии на каждом этапе созревания мозга ребенка.

Но вначале несколько важных фактов:

  • Дети учатся, создавая связи между клетками мозга, которые называются «нейронными путями».
  • Чем чаще нейронные пути используются, тем они сильнее. Вот почему практика помогает выстраиванию навыка.

Создание проводной системы мозга

Каждая клетка мозга (нейрон) выглядит как обыкновенное дерево.

Когда дети узнают информацию о мире, их нейроны разветвляются и создают связи друг с другом. Вызываемые нейронные пути, эти соединения подобны электропроводке. Каждый нейрон может иметь несколько соединений с другими нейронами.


«Провода» не касаются друг друга.

Вместо этого они пропускают информацию в промежутках между нейронами, известными как синапсы. Мозговые химические вещества (нейротрансмиттеры) помогают системе получать сообщения.

Как работают нейронные пути

Каждый нейронный путь — это схема. Когда электричество проходит через цепь, оно подает ответ.

Например, когда вы переключаете переключатель света, загорается свет. Некоторые мозговые цепи, такие как дыхание и кровообращение, уже развиваются при рождении.

Другие схемы «зависят от активности».

Им нужен вход для работы, и чем больше входных данных они получают, тем лучше они работают. Этот вход более сложный, чем просто переключение переключателя света.

Это происходит из всех переживаний и событий, которые испытывают дети.

Звуки, взгляды, вкусы, запахи, то, как чувствуют чувства и эмоции, помогают мозгу выпускать нейротрансмиттеры и управлять этими схемами.

Обрезка путей или забывание

Нейронные пути, которые используются чаще, становятся сильнее. Это как заасфальтированная дорога, против обычной тропы.

Схемы, которые не используются, ослабевают и исчезают с течением времени. Этот процесс называют «обрезка» или просто — забывание.

Это нормально — любой человек имеет больше схем, чем нужно. Обрезка происходит постепенно, на протяжении всей жизни.

При этом мозг детей достаточно гибкий, чтобы постоянно работать, чтобы создавать новые схемы и улучшать часто используемые нейронные пути. Этот процесс называется «пластичность».

Сила пластичности

Пластичность особенно важна для детей. Их мозг обрабатывает информацию по-разному, но не всегда эффективно использует мозговые химические вещества.

Эти различия затрудняют создание или укрепление некоторых нейронных путей.

2024 tekstilug.ru. Праздничный портал для вас.