Что оправдывает маргариту совершающую прелюбодеяние. Сочинение на тему: Верность в романе Мастер и Маргарита, Булгаков. Милосердие и сострадание в любви героев

История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова притягивает глубиной и искренностью.

Герои до встречи друг с другом

Устами самого Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работал в одном из музеев столицы, иногда «занимался переводами» (знал несколько языков). Он был одинок, знакомых в Москве имел мало. Выиграв по облигации, полученной на работе, большие деньги, снял подвальные комнаты в маленьком доме, купил нужные книги и начал писать роман о Понтии Пилате. Мастер, имевший тогда имя, переживал свой «золотой век». Наступившая весна была прекрасна, роман о Пилате «летел к концу».

Однажды «случилось нечто гораздо более восхитительное», нежели крупный выигрыш – Мастер встретил женщину, очень красивую, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах», и с этого момента жизнь его обрела полноту.

Женщина эта была красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна. Рассказывая о ней, автор восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» Героиня одинока и несчастна – в ее жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты пришел смысл.

Так с рассказа о, казалось бы, случайной встрече героев начинает звучать в романе «Мастер и Маргарита» тема любви.

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мастер и Маргарита поняли, что свела их «сама судьба и что созданы они друг для друга навек». Любовь «поразила нас мгновенно», «поразила нас сразу обоих! – восклицает Мастер, разговаривая с поэтом Бездомным, – так поражает молния, так поражает финский нож!» – навсегда и бесповоротно.

Мастер теперь создавал великий роман, его вдохновляла любимая. Маргарита же обрела счастье, став «тайной женой», подругой и единомышленницей писателя. И, как не было в переулке, по которому, впервые встретившись, шли герои, «ни души», так в новой их жизни не было места никому: только двое и общее их дело – роман, творимый Мастером.

Роман был дописан, и «настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь».

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он «не сделал никакого зла» ей.

Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

Милосердие и сострадание в любви героев

Любовь в романе «Мастер и Маргарита» милосердна и сострадательна.

Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, «человек исключительной доброты», «высокоморальный человек» ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.

Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. «Дикий разгром», учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.

Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Именно в произведении «Мастер и Маргарита» тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.

Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для нее стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» покой «устраивает». Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.

Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты.
Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах «Мастера и Маргариты», не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.

Многие современники пытались дать свой анализ любви в романе и причин ее появления, приведенные рассуждения призваны помочь 11 классам при написании сочинения на тему «Любовь в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова».

Тест по произведению

Проблемы верности и измены ставит в своем произведении М. А. Булгаков.

Самым ярким олицетворением верности в романе М. Булгакова является Маргарита. Она молодая и привлекательная женщина, замужем за уважаемым человеком и живёт в полном достатке. Казалось бы, у Маргариты есть все, о чем может мечтать женщина. Но все же она несчастна. Ведь она лишена той сильной, всепоглощающей и настоящей любви, которая завладела всем её существом.

Она до последнего остаётся верна своему возлюбленному, Мастеру. Каждую ночь она ложится с мыслями о нем. Маргарита готова отказаться от роскошной жизни и жить в бедной каморке, лишь бы быть вместе с любимым человеком. Автор на примере главной героини показывает, что истинная любовь существует на свете.

Ради спасения Мастера Маргарита шагнула в неизвестность. Она продала душу дьяволу, перенесла все муки и сложности на балу у сатаны. Видя её безграничную верность, князь тьмы, Воланд, исполняет то, чего она так горячо желала. Но Маргарита обладает таким благородным сердцем, что пожертвовала единственным желанием ради Фриды, детоубийцы, чтобы той перестали подносить платок, которым она задушила младенца. Но Маргарите даётся ещё один шанс. Её преданность в романе несомненна.

Мастер верен любимой женщине при любых обстоятельствах. Он болезненно воспринимает её отсутствие. Также он верен своим идеалам, своему творению. Мастер предпочёл сжечь своё произведение, чтобы оно не попало в руки недоброжелательных критиков. Он ценит дружбу с поэтом Бездомным, который стал его единственным собеседником в лечебнице для душевнобольных.

Берлиоз также до самой гибели не желает изменять своим убеждениям, несмотря на все доводы и доказательства Воланда.

Будучи верной Мастеру, Маргарита пошла на измену мужу. Она не смогла обманывать его и себя и продолжать жить с нелюбимым человеком. Она вынуждена была пойти на этот шаг, так как не могла жить без любви.
Измена правде и собственным идеям показана на примере Понтия Пилата, по вине которого был казнён невинный Иешуа.

Так писатель создает пеструю картину персонажей и характеров, предлагая каждому решить, что он выберет: верность или измену. А на примере Маргариты мы видим, что верность одному оборачивается изменой другому.

Образ Маргариты, возлюбленной и музы Мастера, занимает важное место в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С этой героиней связана в произведении тема истинной любви, творчества, свободы. Большую роль этот персонаж играет и в развитии сюжета произведения.

Маргарита входит в роман не сразу. Булгаков описывает мытарства Мастера и его тоску по настоящей любви. И вот наконец происходит роковая встреча – герой встречает свою музу.

Всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж - прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.

Мне кажется, эта женщина чувствовала, что ей уготована другая судьба – судьба музы и вдохновительницы. Встреча Маргариты с Мастером носила какой-то мистический характер. Они повстречались в безлюдном переулке и сразу же поняли, что любят друг друга: «Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»

Маргарита стала для героя музой. Именно она, прочитав первые страницы его романа, нарекла своего возлюбленного мастером. Благодаря ей он написал великолепный роман, имеющий огромную художественную ценность.

Важно заметить, что для Булгакова тема музы была особенно актуальна. Ведь прототипом Маргариты оказалась последняя жена писателя - Елена Сергеевна Булгакова. Именно она была с Булгаковым до конца, вместе с ним переживала все гонения и всегда вселяла веру и надежду в своего мужа.

С образом Маргариты связана в романе тема преданности и верности. Героиня всегда была верна своей любви. Именно любви, поэтому нельзя, мне кажется, рассматривать ее тайную жизнь с Мастером как измену мужу. И Маргарита до конца была верна великому творению своего Мастера.

Даже сам герой не обладал такой силой воли и выдержкой! Когда роман был готов и перепечатан, Мастер вышел с ним в свет. Многие издательства отказывались печатать такое «крамольное» произведение. Именно Маргарита помогла роману «увидеть свет». Она нашла одну редакцию, отважившуюся напечатать несколько глав произведения в своем журнале. Вот тут-то и начались гонения на Мастера. Каждая газета считала своим долгом высмеять героя и его труд.

Не выдержав такой агрессии и неприятия, Мастер начинает сходить с ума. Он отрекается от своего творения, сжигает роман в печи и самостоятельно уходит в клинику для душевнобольных. В клинике Мастер отрекается даже от своей возлюбленной, считая, что в таком ужасном психическом состоянии способен принести Маргарите только одни несчастья.

Все это время героиня чувствовала себя несчастной, она не жила, а существовала. Но Маргарита осталась верна своему любимому до конца. Не только ему, но и его детищу, его роману. Долгое время Маргарита хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом: «… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».

Свободу и любовь возвращает героине нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность и перестать быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества. Глава «Полет» начинается словами, символизирующими состояние новоявленной ведьмы: «Невидима и свободна! Невидима и свободна!»

Таким образом, ради лишь одной возможности узнать что-то о судьбе своего Мастера Маргарита отправляется к самому Сатане и соглашается быть королевой на его балу. Ради любви героиня становится ведьмой, связывается с нечистой силой, отбросив все страхи и опасения. Только благодаря Маргарите Мастер был вызволен из клиники.

Даже Сатана не мог не восхититься и не оценить Маргариту. Воланд решает щедро наградить героиню за ее преданность и верность. Лишь благодаря Маргарите Воланд возвращает из праха роман, говоря при этом важнейшую во всем произведении фразу: «Рукописи не горят».

Мастер предал свой роман, отрекся от своих убеждений и от своей возлюбленной, поэтому он не заслужил Света. Наградить его мог только Сатана, подаривший Мастеру вечный покой. А Маргарита, верная во всем и всегда следующая за своим возлюбленным, от начала до конца разделила с героем его судьбу. Именно этот образ стал воплощением истинной преданности, любви, женственности, вдохновения в русской литературе 20 века.

Великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков не мог в своем романе "Мастер и Маргарита" обойти столь важную тему, как коварство и любовь, верность и предательство в любви.
Идеалом верности в любви у писателя является Маргарита Николаевна, которая остается с Мастером даже в вечном покое "первого круга" ада. Но так уж безупречен этот идеал? Ведь Маргарита, по сути, сбежала от своего мужа. Вот вам и коварство. А все дело в том, говорит нам Булгаков, что в этом мире "юдоли мирской" любой идеал недостижим.
Светлой героине Маргарите в романе противопоставлена "черная" Низа. Она за деньги или по каким-нибудь иным причинам предает влюбленного в нее Иуцу, обрекает его на верную смерть. Будем считать, что Низа предает из-за корысти. Маргарита хоть тоже предает любящего, наверное, ее мужа-инженера, но делает это во имя любви к Мастеру. Подруга Мастера, сострадая возлюбленному, вместе с тем ловко лжет мужу. И предательство, и ложь - все во имя любви? Нескладно у нас получается. Но вот постепенно Маргарита возрождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую ее способной противостоять глубинам сатанинских искушений.
Низа выступает в роли палача, Маргарита же сама готова к самопожертвованию, хотя и роль палача ей не чужда - вспомним ее полет на швабре и разгром квартиры критика Латунского. С другой стороны, можно и так выкрутиться: Низа не просто предала, а предала возмездию самого величайшего из предателей - Иуду. И в этом при желании можно отыскать нравственную позицию. Коварство и предательство - вещи обоюдоострые и двусмысленные.
"Мастер и Маргарита" - роман о трагедии любви, притом о трагедии безысходной любви. Для Мастера любовь всего лишь "домашний уют", но отнюдь не смысл жизни. И для Маргариты ее любовь к Мастеру при всей ее страстности тоже всего лишь замена сытой и богатой, но бездуховной жизни на жизнь подлинную, пусть даже после физической смерти.
Перевоплотившись в королеву Марго, героиня проникает в потусторонний мир. И он оживает перед ней во всей своей фантасмагории. Маргарита ничуть не смущена переменами и "страшными красотами" в потустороннем мире. Она готова отдать за любимого свою душу: "После всех волшебств и чудес... она уже догадывалась, к кому именно в гости ее ведут, но это не пугало ее. Надежда на то, что тем ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной: "Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!"
В сделку с дьяволом первым вступает не герой, а героиня, именно ее избирает нечистая сила для первого контакта. Место благочестивой Гретхен в поэме Гете "Фауст" в романе Булгакова занимает раскосая ведьма, голая королева шабаша. Когда силы тьмы наделяют Маргариту сверхъестественными свойствами летать и быть невидимой, она использует их для мелочной мести. И во время погрома в доме критика страдают не только гонителя Мастера, но и невинные люди. И только вид испуганного ребенка заставляет бездетную Маргариту "смягчить свой осипший на ветру, преступный голос" и рассказать мальчику печальную "сказочку": "Была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастье вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая".
Однако еще до встречи с нечистой силой Маргарита уже приняла на себя роль ведьмы и "временное ведьмино косоглазие": "Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горит какой-то непонятный огонек, что нужно было этой косящей на один глаз ведьме?" Очень ярко проявляется характер Маргариты во взаимоотношениях с Воландом. Человеческая натура Маргариты, с ее душевными порывами, соблазнами и слабостями, раскрывается как сильная и гордая, но иногда совестливая и честная. Если она по христианским догмам и грешница, то грех ее искупается великой любовью.
После бала у Маргариты не остается иллюзий: "Черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты... Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал... Попросить, что ли самой, как искушающе советовал Азазелло?.. "Нет, ни за что", - сказала она себе". И оказалась права. "Мы вас испытывали, - продолжал Воланд, - никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!"
На балу перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц вперемешку с распутниками и сводниками. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро переживает свой уход к любовнику, силы зла же заставляют ее выстроиться в один ряд с величайшими преступниками мира, которые ей кланяются. А Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами, как бы испытывает ее любовь к Мастеру, усиливает муки ее совести.
В то же время Булгаков как будто оставляет и альтернативную возможность: бал у Воланда и все связанные с ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, которая мучается из-за отсутствия известий о Мастере и из-за своей вины перед мужем. Но и тут она проявляет силу: "Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера, - сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой".
Характер Маргариты целиком раскрывается на балу у сатаны. Она рада получить индульгенцию за предательство мужа - перед ней проходит череда куда более гнусных преступлений. Маргариту можно обвинить в чем угодно, но она не "феминистка" и не "эман- сипантка". Она придерживается консервативной традиции разделения ролей полов. Себе она на всю жизнь выбирает роль заботливой и преданной подруги Мастера. Это может стать поводом для искупления греха.
Маргарита - не единственный персонаж, радующийся своему дьявольскому перерождению. Безумно рада стать ведьмой и ее домработница Наташа. Она рада изменить человеческое естество, чтобы избавиться от чудовищной "несвободы" советской жизни.
В СССР Мастеру и Маргарите жизнь хуже ада. Воланд умерщвляет и Маргариту, и Мастера, предоставив им "покой" и соединив любовников навечно в иной жизни. Обоим тем самым сохраняется высшая свобода. Пока Маргарита лишь только лживое подобие "Вечной красоты", она бессильна чем-либо помочь Мастеру. Она не в состоянии удержать его от уничтожения рукописи в огне. Когда же "все обманы исчезли", и красота Маргариты, прежде "обманчивая и бессильная", преображается в "красоту неземную", эта женщина избавляет Мастера от страданий, в конечном счете побеждает смерть, ибо в смерти восходит со своим возлюбленным к новой вечной жизни, вечному покою, где нет места коварству, потому что царит вечная любовь.

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита » произвел на меня неизгладимое впечатление ещё в детстве, когда я впервые открыла эту философски сильную и совсем непонятную мне книгу. Третий, и надеюсь не последний раз, мне предстояло прочесть эту книгу совсем недавно.
Итак, в романе «Мастер и Маргарита» автор использует писательский приём «книга в книге», где очень чётко, но меж тем гладко две параллельные сюжетные линии прошлого и настоящего времени. Здесь затронуты практически все земные чувства и темы для размышлений: Что такое религия? Как на самом деле воспринимать справедливость? В чём заключается смысл любви и достойна ли она жертв?
Больше всего меня, как девушку, конечно, затронула тема любви Мастера и Маргариты. Они узнали друг друга по глубокому одиночеству, и их жизнь преобразилась с тех самых пор, когда Маргарита побывала в гостях у Мастера. Отказавшись от роскошной жизни с богатым мужем и достатка, она навечно, по словам автора, ушла из несчастливой жизни. Оттого что для счастья ей нужен был лишь он. Мастер. Верность Маргариты заключалась в тех часах и мгновениях одиночества и томления без возможности получить хоть какое-то известие о Мастере, во второй части книги, кроме того, от любви в жизни героини проснулось бесстрашие к жизни и смерти. Апогеем их любви стал роман Мастера, произведение, которое было дорого как ему самому, так и Маргарите. Она обещала уберечь его, спасти от уничтожения. Занимательно, что и сам Булгаков когда-то сжёг первый вариант романа, и лишь спустя два года сел за него вновь. Так автор даёт своему герою – ниточку собственных переживаний. Что же касается жертвенности – то здесь, Булгаков, благодаря поступку Маргариты открывает для нас её понятие через всё ту же любовь – когда приходит время просить, Маргарита просит не для себя, я преисполненная новым чувством человеколюбия – просит для Фриды. Ведь самой героини больше ничего не надо, кроме как быть рядом с Мастером, «беречь его сон».
Трагедия этой любви заключается в том, что Мастер и Маргарита – были непонятны окружающими, они бросали вызов миру, и были вознаграждены Булгаковым. Он отправил их не в рай, они не заслужили, не в Ад, слишком сильны были прекрасные чувства в их душах, а «на покой».
На мой взгляд, это произведение для людей всех возрастов. Каждый может найти в неё что-то интересное для себя, прикоснуться к загадочным и мистическим обстоятельствам, ощутить переживания, задуматься о философии и религии. Это многоразовое произведение. При каждом новом прочтении, оно сияет иными, не виданными до этого гранями.

2024 tekstilug.ru. Праздничный портал для вас.